Изучение искусственного интеллекта через призму теории социального конструирования

Искусственный интеллект (ИИ) в социологической науке представляет собой многогранный объект для изучения. Быстрыми темпами развивающаяся технология побуждает социологов и специалистов смежных областей обратить внимание на различные исследовательские вопросы (социальные риски и последствия, этический и правовой аспекты использования ИИ, социальное взаимодействие человека и машины и пр.). Так, современные подходы к пониманию ИИ можно разделить на три группы: ИИ как социальный конструкт, ИИ как социально-технический феномен, ИИ как социальный агент. В статье представлены этапы изучения искусственного интеллекта в социальных науках: от исключительно технического контекста до социального феномена. Помимо этого, выделяется методологический подход изучения ИИ в социологической отрасли (ИИ как методологический инструмент). В статье предпринята попытка глубже рассмотреть искусственный интеллект через призму теории социального конструирования и выявить преимущества теории для дальнейшего изучения ИИ.

Artificial intelligence (AI) in sociological science is a multifaceted object for study. Rapidly developing technology encourages sociologists and specialists in related fields to pay attention to various research issues (social risks and consequences, ethical and legal aspects of using AI, social interaction between humans and machines, etc.). Thus, modern approaches to understanding AI can be divided into three groups: AI as a social construct, AI as a socio-technical phenomenon, AI as a social agent. The article presents the stages of studying artificial intelligence in the social sciences: from an exclusively technical context to a social phenomenon. In addition, a methodological approach to the study of AI in the sociological field (AI as a methodological tool) is highlighted. The article attempts to take a deeper look at artificial intelligence through the prism of the theory of social construction and identify the advantages of the theory for further study of AI.

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом ХОРС
Number of issue
11
Language
Russian
Pages
120-128
Status
Published
Year
2024
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Keywords
artificial intelligence; digitalization; social constructivism; sociology of technology; human-machine interaction; social innovation; methodology of sociology; AI as a social phenomenon; искусственный интеллект; цифровизация; социальный конструктивизм; социология техники; человеко-машинное взаимодействие; социальные инновации; методология социологии; ИИ как социальный феномен
Share

Other records