Художественные короткометражные и полнометражные фильмы как аудиовизуальные средства формирования коммуникативной и лингвокультурологической компетенций компетенций: на примере занятий РКИв студенческой аудитории (уровень владения РКИ В1+ и выше)

В статье представлена технология работы над художественными фильмами с целью формирования коммуникативной, социокультурной, лингвокультурологической компетенций в процессе преподавания русского языка как иностранного в студенческой аудитории. В статье показана технология работы в рамках практических занятий над современными короткометражными художественными фильмами с иностранными студентами, владеющими русским языком на уровне В1+. Также описана работа, осуществляемая в аудитории студентов-билингвов, владеющих русским языком на уровне В2, над популярными советскими полнометражными художественными фильмами, которые помогают узнать историю страны, национальный характер, историю развития и формирования взглядов российского общества. Схема данного занятия подходит для киноклуба (кинолектория). Короткометражные и полнометражные художественные фильмы рассматриваются как аудиовизуальный инструмент овладения речевыми и коммуникативными навыками, дающий возможность усвоить русскую интонацию для понимания и выражения коммуникативных намерений, а также как способ изучения дискурса при выполнении заданий с кинотекстом фильма. В статье сформулированы основные принципы выбора короткометражных и полнометражных художественных фильмов, перечисляются примеры фильмов и задания к ним. Дается комментарий по результатам работы в моноэтнических и полиэтнических группах с иностранными студентами, студентами-билингвами разных профилей.

The article is focused on learning Russian, Russian culture and values through Russian movies aimed to form university students’ communicative, sociocultural and linguoculturological competencies in the process of learning Russian as a foreign language. The article describes teaching technology with Russian short feature films at the practical lessons in the university with foreign students (level of language proficiency В1+). This post also describes process of learning Russian through popular soviet full-length feature films, which help to learn about Russian history, national character, history of forming Russian society views. These lessons are for bilingual university students (level of language proficiency B2) at the university film club. Short feature films and full-length feature films are considered as audiovisuals for mastering speech and communicative skills, which give opportunities to learn Russian intonations for understanding and expressing verbal intentions and way of learning discourse during doing film tasks. The basic principles of choosing films are formulated in this article. Additionally, the article provides examples of the films and justifies the choice. It gives comment on result of teaching Russian through movies in mono-ethnic and multi-ethnic groups among different faculties and educational areas.

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью Инновационный научно-образовательный и издательский центр Алмавест
Number of issue
11
Language
Russian
Pages
115-121
Status
Published
Year
2024
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Keywords
russian as a foreign language; cultural code; axiological aspect; communicative competence; linguoculturological competence; audiovisuals; film education; short film; russian intonation; full length film; рки; культурный код; аксиологический аспект; коммуникативная компетенция; лингвокультурологическая компетенция; аудиовизуальные средства; кинопедагогика; короткометражный фильм; полнометражный фильм; русская интонация
Share

Other records

Будильцева М.Б., Варламова И.Ю.
Alma mater (Вестник высшей школы). Общество с ограниченной ответственностью Инновационный научно-образовательный и издательский центр Алмавест. 2024. P. 108-114
Дрыгваль А.В., Дрыгваль П.В.
Изучение водных и наземных экосистем: история и современность. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр "Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН". 2024. P. 303-304