Введение. Трансформация религиозности в современной Западной Европе проявляется в индивидуализации религиозных практик. Это явление получает разные названия: «приватизация веры», «невидимая религия», «лоскутная религиозность» и др. Очевидно, что эти практики требуют определённой пространственной организации, отличной от церковной. Пространствами, направленными в своей основе именно на индивидуальную религиозность, становятся «комнаты тишины». Содержание. В условиях мультикультурализма в общественных пространствах (учебных заведениях, госпиталях, аэропортах, вокзалах, торговых центрах и др.) формируется тип «комнат тишины». Они неоднородны и предлагают различные модели взаимодействия людей с религиозными и нерелигиозными взглядами («межрелигиозные», «медитативные», «секулярные» модели). В ряде случаев они становятся результатом «нейтрализации» христианского содержания уже существовавших часовен и молитвенных комнат. «Комнаты тишины» предназначены для людей любых религиозных взглядов или имеющих секулярное мировоззрение, что создаёт трудности при оформлении этих пространств. Проблематичной становится и задача согласования индивидуальных и коллективных религиозных практик. Это ведёт к тому, что на первое место выходит материальный аспект религии (material religion), когда поведение находящихся в «комнатах тишины» людей влияет на их организацию и дизайн. В то же время эстетика дизайна не только отражает религиозные представления и практики, но и влияет непосредственно на их «проживание» в конкретном пространстве. Выводы. Анализ «комнат тишины» позволяет прийти к выводу о противоречивости этого феномена. С одной стороны, это - попытка дистанцироваться от традиционных коллективных форм конфессиональной религиозности, но в то же время не имеющая возможности их исключить. С другой стороны, конкретное религиозное или секулярное содержание определяется теми людьми, которые активно пользуются данной возможностью, однако сама форма нередко всё равно определяется традиционными способами взаимодействия религии и светского общества. В эстетическом плане можно сделать вывод о предпочтении в этих пространствах абстрактных изображений, поскольку они не нагружены конфессиональной символикой, а также о растущей значимости эстетики природы, которая воспринимается как наиболее адекватное отражение «светского возвышенного».
Introduction. The transformation of religiosity in modern Western Europe is manifested in the individualization of religious practices. This phenomenon gets different names: “privatization of faith”, “invisible religion”, “patchwork religiosity”, etc. Obviously, these practices require a certain spatial organization, different from the church. The “rooms of silence” become spaces that are basically aimed at individual religiosity. Content. In the multiculturalism context, a type of “rooms of silence” is being formed in public spaces (educational institutions, hospitals, airports, train stations, shopping malls, etc.). They are heterogeneous and offer different models of interaction between people with religious and non-religious views (“interreligious”, “meditative”, “secular” models). In some cases, they are the result of the “neutralization” of the Christian content of already existing chapels and prayer rooms. “Rooms of silence” are designed for people of any religious views or having a secular worldview, which creates difficulties in the design of these spaces. The task of coordinating individual and collective religious practices is also becoming problematic. This leads to the fact that the material aspect of religion comes out in the first place, when the behavior of people in the “rooms of silence” affects their organization and design. At the same time, the aesthetics of design not only reflects religious beliefs and practices, but also directly affects their “living” in a particular space. Conclusions. The analysis of the “rooms of silence” allows us to conclude that this phenomenon is contradictory. On the one hand, this is an attempt to distance oneself from traditional confessional religiosity collective forms, but at the same time it does not have the opportunity to exclude them. On the other hand, the specific religious or secular content is determined by those people who actively use this opportunity, but the form itself is often still determined by the traditional ways of interaction between religion and secular society. Aesthetically, it can be concluded that abstract images are preferred in these spaces, since they are not loaded with confessional symbols, as well as the growing importance of the aesthetics of nature, which is perceived as the most adequate reflection of the “secular sublime”.