В статье представлена попытка обобщения достигнутого прогресса в области общих направлений цифровизации здравоохранения и её влияния на развитие медицинских услуг. Вначале проводится краткий литературный обзор, на основании которого выделяются ключевые особенности влияния цифровизации на развитие медицинских услуг, затем систематизируются подходы к оценке такого влияния и, наконец, указываются проблемы управления будущей цифровизацией медицинских услуг. Основным результатом исследования является вывод о том, что в настоящее время, несмотря на то что цифровизация обладает целым рядом преимуществ по сравнению с традиционной практикой оказания медицинских услуг (ускорение, автоматизация, повышение качества и точности и др.), её влияние на их развитие неоднозначно, что связано с наличием управленческих проблем, ключевыми из которых являются: изменение характера работы как руководителей, так и сотрудников медицинских организаций и необходимость адаптации к изменениям; несовершенство юридической и организационной базы для регулирования вопросов, связанных с хранением и передачей персональных данных; рост количества ятрогенных преступлений; отсутствие должного уровня безопасности данных. Кроме того, установлено, что эффективность цифровизации медицинских услуг нельзя рассматривать в отрыве от цифровой трансформации. При этом отмечается, что оценку влияния цифровизации на развитие медицинских услуг логичнее рассматривать сквозь призму системного, структурного и программно-целевого подходов, а не в рамках комплексного подхода, который не способен охватить все аспекты цифровизации.
The article presents an attempt to summarize the progress made in the field of general areas of digitalization of healthcare and its impact on the development of medical services. At the beginning, a brief literature review is conducted, on the basis of which the key features of the impact of digitalization on the development of medical services are highlighted; then, approaches to assessing such an impact are systematized and, finally, the problems of managing the future digitalization of medical services are indicated. The main result of the study is the conclusion that at present, despite the fact that digitalization has a number of advantages over traditional practice of providing medical services (acceleration, automation, improvement of quality and accuracy, etc.), its impact on their development is ambiguous due to the presence of managerial problems, the most significant of which are: changes in the nature of the work of both managers and employees of medical organizations and the need to adapt to changes; imperfection of the legal and organizational framework for regulating issues related to the storage and transfer of personal data; the growth of iatrogenic crimes; lack of an adequate level of data security. In addition, it is revealed that the effectiveness of digitalization of medical services cannot be considered in isolation from digital transformation. At the same time, it is found that it is more logical to consider the assessment of the impact of digitalization on the development of medical services through the prism of systemic, structural and program-oriented approaches than within the framework of a complex approach that is not able to cover all aspects of digitalization.