Статья посвящена критическому сравнительно-правовому анализу тех тенденций, которые наблюдаются в последние десятилетия в государствах так называемого коллективного Запада, являясь свидетельством не только все более углубляющегося системно-институционального кризиса либеральной модели политического режима, но и того безусловного факта, что процесс государственного строительства находится в стадии перманентного регресса и деградации. Авторами обращается внимание на целый ряд обстоятельств, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что значительная часть проблем, с которыми столкнулось современное западное общество в лице Туманного Альбиона, Соединенных Штатов и Европейского союза, в своей основе, как правило, имеют глубокие культурно-исторические и социальные корни, в большей либо меньшей степени характеризующие причины тех фундаментальных трансформаций, которые наблюдаются в течение достаточно продолжительного времени. Один из парадоксов состоит в том, что вопросы, не получившие адекватных ответов или проигнорированные правящими элитами на соответствующем этапе цивилизационного развития, нередко возникают вновь, вынуждая идти на компромисс и находить востребованные обществом решения, не думая о том, к каким последствиям они могут привести и какие тенденции инициировать. В связи с этим особое внимание в статье уделяется проблемам, обусловленным, с одной стороны, фиктивным характером решения «расового» и «гендерного» вопросов в контексте ложно понимаемых политкорректности, толерантности и мультикультурализма, итогом которого стал процесс расчеловечивания и формирования нового, лишенного традиционных идеалов и нравственных императивов «бесполого индивида», а с другой стороны - радикализацией и нацификацией максимально широкого круга общественных отношений, квинтэссенцией и олицетворением которых выступает оголтелая русофобия как одна из форм дискриминации по признакам расовой, этнической и религиозной принадлежности. Регресс и деградация системообразующих институтов, в первую очередь ассоциируемых с «западной» моделью либеральной демократии, видны невооруженным глазом, что не может не провоцировать самых серьезных опасений по поводу того, что имеющие место трансформации не затронут политической системы и формы правления ведущих государств «коллективного Запада», позиционирующих себя в качестве «оплотов демократии» или «примеров для подражания», что не предсказуемо по своим реальным и гипотетическим последствиям.
The article is devoted to a critical comparative legal analysis of the trends that have been observed in recent decades in the states of the so-called collective West, being evidence not only of the increasingly deepening systemic-institutional crisis of the liberal model of the political regime, but also of the unconditional fact that the process State construction is in a stage of permanent regression and degradation. At the sametime, the authors draw attention to a number of circumstances, the presence of which allows us to conclude that a significant part of the problems faced by modern Western society, represented by Foggy Albion, the United States and the European Union, as a rule, are based on deep cultural, historical and social roots, which to a greater or lesser extent characterize the causes of those fundamental transformations that have been observed over a fairly long period of time. One of the paradoxes is that questions that did not receive adequate answers or were ignored by the ruling elites at the appropriate stage of civilizational development often arise again, forcing them to compromise and find solutions that are in demand by society, without thinking about what consequences they will have. can lead and what trends can initiate. In this regard, the article pays special attention to problems caused, on the one hand, by the fictitious nature of the solution to “racial” and “gender” issues, in the context of falsely understood political correctness, tolerance and multiculturalism, the result of which was the process of dehumanization and the formation of a new one, devoid of traditional ideals and moral imperatives, the “asexual individual”, on the other hand, the radicalization and Nazification of the widest possible range of social relations, the quintessence and personification of which is rabid Russophobia as a form of discrimination based on racial, ethnic and religious affiliation. The regression and degradation of systemforming institutions, primarily associated with the “Western” model of liberal democracy, are visible to the naked eye, which cannot but provoke the most serious concerns that the ongoing transformations will not affect the political system and form of government of the leading states of the “collective West”, positioning themselves as “strongholds of democracy” or “role models”. Which is not predictable in its real and hypothetical consequences.