Параметры благополучия студенческой семьи в современной России: основные проблемы и поиск ресурсов

В последнее время в РФ растёт актуальность исследований института студенческих семей. Во-первых, студенческая семья является объектом социальной защиты, т. к. условия её функционирования сопряжены с рядом проблем, следовательно, необходимы ресурсы для формирования или восстановления благополучия. Во-вторых, в связи со снижением в России общего коэффициента рождаемости и численности населения студенческие семьи можно рассматривать как ресурс демографического развития. В данном исследовании обсуждаются параметры благополучия разных типов студенческих семей. Цель данной работы - систематизировать параметры, определяющие благополучие студенческих семей, что позволит делать выводы о том, какие ресурсы необходимы семье. На первом этапе исследования проведён теоретический анализ и уточнены определения понятия «студенческая семья». На втором этапе методом массового опроса собраны социологические данные и проведён факторный анализ (метод главных компонент, нормализация Кайзера), позволивший определить тренды целеполагания студенческой молодёжи, лежащие в основе формирования представлений о благополучии. Методологической базой исследования является теория запланированного поведения, что позволяет рассматривать установки студенческой молодёжи как значимые для членов студенческих семей, включённые в социальную среду пространства высшего образования. В результате выявлено, какие установки являются базой формирования представлений о благополучии. Эмпирические данные получены в рамках Всероссийского социологического исследования «Студенческая семья России», проведённого ИДИ ФНИСЦ РАН в 2022 г., объём выборки составил 1388 студентов в возрасте 17-28 лет, получающих высшее профессиональное образование в 15 высших учебных заведениях 12 регионов России. В процессе исследования определены исторические условия изменения института студенческих семей, выявлены параметры благополучия, выделены разные типы студенческих семей.

The research relevance of the of the Institute of student families is growing in the Russian Federation. Firstly, a student family is an object of social protection since the conditions of its functioning are associated with a number of problems. Therefore, resources are needed to form or restore well-being. Secondly, due to the decrease in the overall fertility rate and population in Russia student families can be considered as a demographic development resource. This study discusses well-being parameters of different types of student families. The purpose of this work is to systematize these parameters that determine the well-being of student families, which will allow us to draw conclusions about what resources families need. At the first stage, a theoretical analysis was carried out and definitions of the concept of “student family” were clarified. At the second stage of the study, sociological data were collected by a mass survey and factor analysis (the method of main components, Kaiser normalization) was carried out, which allowed us to determine the trends of student youth goal-setting. These goals underlie the formation of ideas about well-being. The methodological basis of the research is the theory of planned behavior, which allows us to consider the attitudes of student youth as significant for members of student families who are included in the social environment of the higher education space. As a result, it was revealed which attitudes are the basis for the formation of well-being. Empirical data were obtained within the framework of the All-Russian sociological study “Student Family of Russia” conducted by IDI FNIST RAS in 2022, the sample size was 1,388 students aged 17-28 years receiving higher professional education in 15 higher educational institutions in 12 regions of Russia. The study identified the historical conditions for changes in the institution of the student family and parameters of well-being and described different types of student families.

Authors
Ростовская Т.К. 1, 2 , Васильева Е.Н. 1 , Никольский В.С.3, 4
Publisher
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет"
Number of issue
7
Language
Russian
Pages
15-31
Status
Published
Volume
33
Year
2024
Organizations
  • 1 Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
  • 2 Российский университет дружбы народов (РУДН)
  • 3 Московский политехнический университет
  • 4 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Keywords
student family; young family; family well-being; fertility; marital behavior; student youth; values; студенческая семья; молодая семья; благополучие семьи; рождаемость; брачное поведение; студенческая молодёжь; ценности
Share

Other records

Ростовская Т.К.
Высшее образование в России. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет". Vol. 33. 2024. P. 9-14
Багирова А.П., Нешатаев А.В., Вавилова А.С., Левшиц А.Д.
Высшее образование в России. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет". Vol. 33. 2024. P. 32-49