Структурный функционализм Толкотта Парсонса - обязательный структурный элемент работ по истории и теории социологии: с одной стороны, постулируется и обосновывается его вклад в развитие макросоциологической версии теоретизирования в контексте «парадигмы социальных дефиниций», родоначальником которой считается Эмиль Дюркгейм (понятия социального факта, социального института, механической и органической социальной солидарности, объективного научного метода и т. д.). С другой стороны, в реконструкцию концепции Парсонса неизменно встроены критические аргументы, суть и объем которых варьируют от кратких упоминаний чрезмерной абстрактности (телеологичности) и даже утопичности предложенной схемы до развернутых цитат из многочисленных работ представителей тех исследовательских направлений, развитие которых в значительной степени отталкивалось от несогласия с конкретными постулатами или с общей логикой рассуждений Парсонса о структуре социальной системы и сути социального действия (как правило, здесь обязательно упоминаются представители теории конфликтов). Подобный формат презентации парсоновского наследия стал общепринятым, и потому несколько неожиданным оказалось наметившееся в последние два десятилетия возрождение интереса к идеям Парсонса, прежде всего, к понятию социетального сообщества, причем в весьма практико-эмпирическом ключе, в работах Джузеппе Скиортино (с соавторами). Признавая объективную невозможность вместить в ограниченный объем статьи все связанные с этим сюжетом тематические линии, аргументы и источники, а также высокую вероятность субъективных смещений в их реконструкции и интерпретации, автор предпринимает попытку представить общую аргументацию Скиортино, начиная с отвержения избыточно упрощенного историко-критического восприятия наследия Парсонса и попыток систематизировать те его теоретические построения, что требуют лишь некоторого уточнения для применения в изучении современных социальных реалий, и заканчивая обозначением тех областей теоретического и эмпирического социологического анализа, где парсоновская модель социетального сообщества обладает очевидным эвристическим (и даже гуманистическим) потенциалом, несмотря на свои общепризнанные ограничения.
Talcott Parsons' structural functionalism is an obligatory structural element of works on the history and theory of sociology. On the one hand, such works postulate and explain his contribution to the development of the macro-sociological theorizing within the “paradigm of social facts” founded by Émile Durkheim (concepts of social fact, social institution, mechanical and organic social solidarity, objective scientific method, etc.). On the other hand, any reconstructions of Parsons' theory invariably contain critical arguments, the essence and scope of which vary from brief mentions of its excessive abstractness (teleology) and even utopianism to extensive quotes from numerous works by representatives of those research areas (as a rule, conflict theories) that are largely based on the disagreement with specific postulates or the general logic of Parsons' reasoning about the structure of social system and the essence of social action. This format for presenting Parsons' legacy has become generally accepted; therefore, the revival of interest in Parsons' ideas, primarily in his concept of societal community in a rather practical-empirical way, in the works of Giuseppe Sciortino (with co-authors) in the last two decades has been somewhat unexpected. Albeit admitting the objective impossibility of mentioning all corresponding thematic lines, arguments and references in one article together with the high probability of subjective biases in their reconstruction and interpretation, the author makes an attempt to present Sciortino's general argumentation: his rejection of the excessively simplified historical- critical perception of Parsons' legacy, his attempts to systematize Parsons' theoretical constructs that require only some clarification to be applied in the study of contemporary social realities, and his identification of those areas of the theoretical-empirical sociological analysis in which Parsons' model of societal community has obvious heuristic (and even humanistic) potential, despite its generally recognized limitations.