В статье исследуется одна из тенденций в обращении художников к историческому прошлому Сибири и России, а именно отражение ценностей старожильческого населения Сибири. Материалом для исследования стали художественные произведения из коллекции современного христианского искусства протоиерея Андрея Юревича, а также работы с цикла выставок христианского искусства 2000-2011 гг., проходивших в Красноярском крае. Для достижения задач исследования были проведены интервью с собирателем коллекции и с сибирскими художниками. Биографический анализ показал, что обращение круга изученных мастеров к собственной истории и культуре (к образам фресок, икон, народного искусства) связан с их ценностным выбором в переломный для современной России рубеж 1980-х - 1990-х гг. Показаны истоки изучаемой тенденции в искусстве художников конца XIX - начала XX вв. и её новый виток развития в творчестве сибирских художников второй половины XX в. Искусствоведческий анализ выявил в произведениях художников такие ценности, как семья, соборность, гармония человека и природы, а также философские образы непризнанного пророка, Вечной Женственности, абсолютности ценностей. В заключении автор обозначает перспективы дальнейшего развития данной тенденции, связанные с признанием общих мировоззренческих установок церковного и религиозного светского искусства. Развитие христианской культуры, архитектуры, искусства играло и продолжает играть в Сибири заметную роль по укреплению российской идентичности.
The article examines one of the trends in artists' appeals to the historical past of Siberia and Russia, namely the reflection of the values of the Siberian old-timer population. The subject of the research is pieces of art from a collection of contemporary Christian art by Archpriest Andrei Yurevich and from exhibitions of Christian art held in the Krasnoyarsk region between 2000 and 2011. To achieve the study’s goals, semi-structured interviews were conducted with the founder of the collection and Siberian artists. Biographical analysis showed that the circle of studied masters turned to their own history and culture (to images of frescoes, icons, folk art) at a turning point for modern Russia in the 1980s - 1990s. The origins and development of this trend are traced back to artists of the late 19th and early 20th centuries, and its re-emergence in the work of later Siberian artists in the second half of the 20th century. Art historical analysis reveals in the works of artists values such as family, conciliarity, harmony between man and nature, as well as philosophical images of an unrecognized prophet, Eternal Femininity, and absoluteness of values. The author concludes by showing prospects for further development of this trend associated with recognition of general worldview principles in church art and secular religious art. The development of Christian culture, architecture, and art has been playing a significant role in strengthening the Russian identity in Siberia.