В работе рассмотрено соотношение «искусственного интеллекта» (ИИ) и «искусственной нейронной сети» в контексте судебной экспертологии. В последние годы наблюдается активный научный интерес к применению этих технологических новшеств в судебной экспертизе, что делает актуальным вопрос влияния этих явлений на судебно-экспертную деятельность в текущий момент и в долгосрочной перспективе. Выявление этих особенностей, как предполагается, будет способствовать более эффективной интеграции ИИ и нейросетей в данный вид деятельности на методическом, правовом и организационных уровнях. Чтобы продемонстрировать, как в целом связаны между собой искусственный интеллект и нейронные сети, а также чем они отличаются друг от друга, приведена краткая историческая справка по развитию идей ИИ-технологий и принципы работы некоторых из ИИ-систем, в частности – искусственных нейронных сетей. Предложены пути интеграции ИИ и нейросетей в судебно-экспертную деятельность на теоретическом и практическом уровнях.
The article addresses the relationship between the concepts of “artificial intelligence” (AI) and “artificial neural networks” (ANNs) in forensic context. Over the past few years there has been some growing scientific interest in applying these technologies in forensic examination, which makes the issue of how these developments are currently impacting forensic practice and how they might influence it in the long term quite relevant. The identification of their specific characteristics is expected to facilitate a more efficient integration of AI and ANNs into forensic activities at the methodological, legal, and organizational levels. To illustrate the general relationship between artificial intelligence (AI) and neural networks, and to demonstrate how they differ, the author provides a brief historical overview of the development of AI concepts and a description of the operating principles of certain AI systems, specifically artificial neural networks. The author also proposes the ways to integrate AI and neural networks into forensic activities at both theoretical and practical levels.