Цель исследования заключается в определении ключевых тенденций развития на российском рынке девелопмента. Показано, что с начала пандемии на рынке девелопмента наблюдается стабильный рост объема строящегося жилья, происходящий на фоне постоянного повышения цен на первичном рынке. В 2023 году продажи новостроек достигли своего пика, особенно за счет ипотечных сделок, что свидетельствует о стабильном интересе и доверии к сектору девелопмента. Отмечается наличие тенденции к увеличению нереализованной площади, что создает предпосылки появления избыточного предложения и может привести к корректировке цен или условий продажи. Получен вывод, что рынок девелопмента развивается в условиях нестабильности, с целью сохранения конкурентоспособности девелоперы активно адаптируют собственные стратегии. Трендами трансформации бизнес-стратегий девелоперов в текущих реалиях являются: цифровизация бизнес-моделей, ориентация на комплексное развитие прилегающих территорий, конкуренция за ценные кадровые ресурсы, предложение готовых квартир с отделкой, а также акцент на жилье премиум-класса и бизнес-класса. Интеграция информационных технологий в производственные и управленческие процессы, выделение ресурсов на развитие окружающей инфраструктуры, оперативное реагирование на изменения во внешнеэкономической среде и потребительском спросе позволят девелоперским компаниям приобрести дополнительные конкурентные преимущества, увеличить объемы продаж недвижимости и достичь высокой финансовой эффективности.
The purpose of the study is to identify key development trends in the Russian development market. It is shown that since the beginning of the pandemic, there has been a steady increase in the volume of housing under construction in the development market, taking place against the background of a constant increase in prices in the primary market. In 2023, sales of new construction projects reached their peak, especially due to mortgage transactions, which indicates stable interest and trust in the development sector. There is a tendency to increase the unrealized area, which creates prerequisites for the appearance of an oversupply and may lead to an adjustment in prices or terms of sale. It was concluded that the development market is developing in conditions of instability, in order to maintain competitiveness, developers are actively adapting their own strategies. The trends of transformation of business strategies of developers in the current realities are: digitalization of business models, focus on the integrated development of adjacent territories, competition for valuable human resources, the offer of ready-made apartments with finishes, as well as an emphasis on premium and business class housing. Integration of information technologies into production and management processes, allocation of resources for the development of the surrounding infrastructure, prompt response to changes in the external economic environment and consumer demand will allow development companies to gain additional competitive advantages, increase real estate sales and achieve high financial efficiency.