Актуальная социально-культурная обстановка предъявляет членам общества повышенные требования в области разного рода и уровня коммуникативных связей. Поэтому развитие эмоционального интеллекта, отвечающего за своевременную и качественную социализацию детей, за их умение входить в разнообразные системы общения, использовать выработанные коммуникативные навыки, опираясь на умение понимать собственную эмоциональную активность и поведение окружающих, составляет насущную цель воспитания в начальной школе. Период младшего школьного возраста характеризуется такими важными психологическими приобретениями как произвольность, т.е. совокупность действий осознанной саморегуляции, контроля, а также рефлексии и планирования. Неразвитость этого аспекта внутренней психической жизни ребенка может повлечь за собой эмоциональные проблемы, неумение справляться с импульсивностью, понимать мотивы и регулировать свою деятельность, преодолевать трудности в коммуникации и когнитивной деятельности. Объект исследования - психологическое развитие детей младшего школьного возраста, предмет - условия развития эмоционального интеллекта. Цель исследования - изучить факторы становления эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста, выработать педагогические пути к их совершенствованию. Методы исследования: анализ имеющихся в литературе вариантов педагогического воздействия на становление эмоционального интеллекта, моделирование условий формирования эмоционального интеллекта и психолого-педагогическое сопровождение в младшем школьном возрасте. Научная новизна исследования обусловлена разработкой и обоснованием психолого-педагогического сопровождения процессов развития эмоционального интеллекта у младших школьников в формах внеурочной игровой и творческой деятельности.
The current socio-cultural situation places increased demands on members of society in the field of various types and levels of communication connections. Therefore, the development of emotional intelligence, which is responsible for the timely and high-quality socialization of children, for their ability to enter into various communication systems, to use developed communication skills, relying on the ability to understand their own emotional activity and the behavior of others, is an urgent goal of education in primary school. The period of primary school age is characterized by such important psychological acquisitions as voluntariness, i.e. a set of actions of conscious self-regulation, control, as well as reflection and planning. The underdevelopment of this aspect of a child’s internal mental life can lead to emotional problems, inability to cope with impulsivity, understand motives and regulate one’s activities, and overcome difficulties in communication and cognitive activity. The object of the study is the psychological development of children of primary school age, the subject is the conditions for the development of emotional intelligence. The purpose of the study is to study the factors in the formation of emotional intelligence in children of primary school age and to develop pedagogical ways to improve them. Research methods: analysis of the options available in the literature for pedagogical influence on the development of emotional intelligence, modeling of the conditions for the formation of emotional intelligence and psychological and pedagogical support at primary school age. The scientific novelty of the study is due to the development and substantiation of psychological and pedagogical support for the development of emotional intelligence in primary schoolchildren in the forms of extracurricular gaming and creative activities.