При исследовании правовых культур методология юридической науки предполагает выход за рамки как специально-юридических, так и в целом - социальных наук. Это актуализирует оценку продуктивности социально-антропологического подхода к праву и обоснование его эволюционистского и функционалистского направлений для концептуализации правовых явлений. Их методология в выявлении характеристик правовой культуры исходит из а) признания ее цельным организмом, чьи элементы связаны функционально и основаны на единых принципах; б) принципа органицизма, предполагающего распространение методов, средств и закономерностей научного познания, характерных для биологических наук, на социальные явления. Такой подход позволяет выявить взаимосвязи между человеческими мыслями и поведенческими актами, биологическими и социальными процессами, различными стадиями исторического развития правовых культур. Цель исследования - обосновать продуктивность социально-антропологического подхода к исследованию правовой культуры. Эволюционистские и функционалистские исследования правовых культур способствуют преодолению ограниченности критериев критической оценки закономерностей их развития, контекстов, позволяющих с междисциплинарных позиций дать характеристику правовым явлениям, предложить содержательные и методологические альтернативы их объяснения, а также оценить значение процессов социальной коммуникации в их динамике. С позиций эволюционизма это происходит через выявление общих начал любой правовой культуры и факторов, индивидуализирующих каждую из них, обращение к естественно-исторической эволюции общества и права, использование средств и способов познания, выработанных биологическими науками, и применение трех законов диалектики как концептуальной основы коммуникации предшествующих и последующих форм и содержания правовых явлений. Функционализм преодолевает редукционизм правовых исследований с узких позиций - через выявление характеристик культурной традиции как критерия сопоставления правовых культур, постфигуративных, конфигуративных и префигуративных составляющих в процессе ее развития, «удвоение» мира через функциональное единство социального и культурного, формирование системы критериев оценки допустимости воздействия на правовую культуру
In the study of legal cultures, the methodology of legal science involves going beyond both specially legal and in general - social sciences. This actualizes the assessment of the productivity of the socio-anthropological approach to law and the justification of its evolutionist and functionalist directions for the conceptualization of legal phenomena. Their methodology in identifying the characteristics of legal culture proceeds from a) recognition of it as a whole organism, whose elements are functionally connected and based on unified principles; b) the principle of organism, which implies the extension of methods, means and patterns of scientific knowledge characteristic of biological sciences to social phenomena. This approach allows us to identify the relationships between human thoughts and behavioral acts, biological and social processes, and various stages of the historical development of legal cultures. The purpose of the study is to justify the productivity of the socio-anthropological approach to the study of legal culture. Evolutionary and functionalist studies of legal cultures contribute to overcoming the limitations of the criteria for a critical assessment of the patterns of their development, contexts that allow us to characterize legal phenomena from interdisciplinary positions, propose meaningful and methodological alternatives to explain them, as well as assess the importance of social communication processes in their dynamics. From the perspective of evolutionism, this occurs through the identification of common principles of any legal culture and factors that individualize each of them, the appeal to the natural-historical evolution of society and law, the use of the means and methods of knowledge developed by biological sciences, and the application of the three laws of dialectics as the conceptual basis for communication of previous and subsequent forms and content of legal phenomena. Functionalism overcomes the reductionism of legal research from narrow positions - through the identification of the characteristics of the cultural tradition as a criterion for comparing legal cultures, post-figurative, configurative and prefigurative components in the process of its development, the "doubling" of the world through the functional unity of social and cultural, the formation of a system of criteria for assessing the admissibility of influence on legal culture