Человеческая деятельность многообразна и любому ее виду присущи: внезапность, случайность, неразрывно связанные с понятием риска. Система высшего образования с позиции качества подготовки специалистов, являясь специфическим видом деятельности, как и другие системы подвержена рискам. Сегодня в России по ряду факторов изменился рынок образовательных услуг, востребованность профессий, а законодательное определение вуза к некоммерческой организации определило двойственность его положения, заключающегося в необходимости удовлетворять как государственные, так и рыночные требования. В связи с этим в образовательной сфере государства определился целый ряд серьезных проблем и рисков, которые требуют модернизации российского образования как основы интеллектуального развития социума. В нашей работе раскрываются потенциальные риски высшего образования в России в социокультурном аспекте и поиск путей решения выявленных проблем. Статус развитости государства во многом зависит от состояния кадрового потенциала, специалистов высокого уровня подготовки, уровня развития науки и т.д. Проведенный анализ позволил нам выявить ряд рисков (основными среди которых мы считаем политические, экономические, административные, социальные), влияющих на качество высшего образования. Определение проблемных зон образования позволит высшим учебным заведениям подобрать необходимый инструментарий, позволяющий снизить риски при принятии решений. Система высшего профессионального образования выступает одним из основных компонентов рыночной экономики и наиболее динамичным сегментом рынка. Мы считаем, что для снижения выделенных нами рисков, в первую очередь, необходим поиск современных технологий развития образования, информационных образовательных ресурсов, методик без которых невозможно существенно повысить уровень образования. От того, насколько уровень высшего образования приблизится к современным требованиям и тенденциям зависит благосостояние общества, стабильность государства.
Human activity is diverse and any kind of it is inherent: suddenness, randomness, inextricably linked with the concept of risk. The system of higher education from the standpoint of the quality of training of specialists, being a specific type of activity, like other systems, is subject to risks. Today in Russia, the market of educational services has changed due to a number of factors, the demand for professions, and the legislative definition of a university to a non-profit organization has determined the duality of its position, which consists in the need to meet both state and market requirements. In this regard, a number of serious problems and risks have been identified in the educational sphere of the state, which require the modernization of Russian education as the basis for the intellectual development of society. Our work reveals the potential risks of higher education in Russia in the socio-cultural aspect and the search for ways to solve the identified problems. The status of the development of the state largely depends on the state of human resources, specialists of a high level of training, the level of development of science, etc. The analysis allowed us to identify a number of risks (the main ones among which we consider political, economic, administrative, social) affecting the quality of higher education. The identification of problem areas of education will allow higher education institutions to select the necessary tools to reduce risks when making decisions. The system of higher professional education is one of the main components of the market economy and the most dynamic segment of the market. We believe that in order to reduce the risks identified by us, first of all, it is necessary to search for modern technologies for the development of education, information educational resources, methods without which it is impossible to significantly increase the level of education. The welfare of society and the stability of the state depend on how much the level of higher education approaches modern requirements and trends.