Во всем мире активно ведутся исследования, направленные, с одной стороны, на выделение ключевых компетенций психотерапевтов вообще, и системных семейных психотерапевтов, в частности; с другой стороны, также активно дискутируется целесообразность применения компетентностного подхода к подготовке психотерапевтов. В статье обсуждаются основные аргументы сторонников и противников компетентностного подхода в области психотерапии.Перечень ключевых компетенций, признанный международными профессиональными ассоциациями, дает представление о том, по каким критериям оценивается сейчас профессионализм специалистов в данной области. Представлены группы ключевых компетенций семейных психотерапевтов, утвержденных международными сообществами, минимальные требования к принципам конструирования образовательных программ по системной семейной психотерапии.Обсуждается возможность координации усилий разных российских образовательных программ по обеспечению соблюдения мировых стандартов в подготовке семейных терапевтов в условиях российской образовательной системы, с сохранением возможностей для вариативности путей профессионального становления и развития.
Throughout the world, researches are being actively pursued, on the one hand, to highlight the key competences of psychotherapists in general, and systemic family psychotherapists, in particular; on the other hand, the expediency of applying a competence approach to the training of psychotherapists is also actively discussed. The article discusses the main arguments of supporters and opponents of the competence approach in the field of psychotherapy.The list of core competencies recognized by international professional associations gives an idea of the criteria for assessing the professionalism of specialists in this field. Groups of key competencies of family psychotherapists, approved by international communities, are presented, minimum requirements for the principles of designing educational programs for systemic family psychotherapy.The possibility of coordinating the efforts of various Russian educational programs to ensure the observance of world standards in the training of family therapists in the context of the Russian educational system is discussed, while preserving the opportunities for variation in the ways of professional development.