Статья посвящена вопросам исторического осмысления и практического применения теории уголовного права, методологии науки уголовного права. Основная цель статьи - на примере научных школ уголовного права XIX - начала XX века показать, как наука уголовного права оказывает влияние на развитие законодательства, правоприменительную практику и определяет уровень профессиональной подготовки юриста. Авторы исследовали воззрения и методологию представителей классической, антропологической и социологической школ уголовного права XIX - начала XX века и пришли к выводу, что методология и воззрения криминалистов рассматриваемого периода определялись современной им общенаучной картиной мира, потребностями государства и общества, сложившимся понятийно-категориальным аппаратом, уровнем подготовки профессиональных юристов, уголовно-правовой политикой государства и задачами, которые ставились перед наукой уголовного права. Без обращения к теории права и ее исторического осмысления невозможна всесторонняя оценка и проверка содержания действующего права и предлагаемых нововведений. Только при хорошей теоретической подготовке юрист становится профессионалом, который способен влиять на дальнейшее развитие государства и общества, участвовать в законотворческой и правоприменительной деятельности.
The article is devoted to the issues of historical comprehension and practical application of the theory of criminal law, the methodology of criminal law science. The main purpose of the article is the example of the schools of criminal law of the XIX - early XX century. To show how the science of criminal law influences the development of legislation, law enforcement practice and determines the level of professional training of a lawyer. The authors investigated the views and methodology of representatives of the classical, anthropological and sociological schools of the criminal law of the XIX - early XX centuries. And came to the conclusion that the methodology and views of criminologists of the period under consideration were determined by the general scientific picture of the world, the needs of the state and society, the conceptual categorical apparatus, the level of training of professional lawyers, the criminal legal policy of the state and the tasks that were set before the science of criminal law. Conclusion. Without a reference to the theory of law and its historical interpretation, it is impossible to comprehensively assess and verify the content of the law in force and the proposed innovations. Only with a good theoretical training lawyer become a professional who can influence the further development of the state and society, participate in lawmaking and law enforcement activities.