Статья посвящена проблеме интерпретации малоисследованного титула древнеегипетских царственных женщин «мать бога» (mwt nTr). С точки зрения автора, понимание содержания данного титула в первую очередь зависит от правильной интерпретации компонента «бог» (nṯr), которым в древнеегипетских текстах традиционно обозначалась как особа царя, так и определенное божество.Исторический обзор употребления титула «мать бога» в протоколе царственных женщин (прежде всего, эпохи Нового царства) позволяет сделать вывод, что под обозначением «бог» подразумевался царь, а не собственно «настоящее» божество. В связи с этим автор проводит различие между титулом «мать бога» и титулами, в которых имя конкретного божества указано («мать бога N»). В частности, акцент сделан на титуле «мать бога Хонсу-дитя» ( mwt nṯr n Ḫnsw-p3-ẖrd ), появившемся при XXI династии у жен и дочерей фиванских верховных жрецов Амона. Особое внимание в статье уделяется вероятной связи титула «мать бога» с представленной в серии храмовых сцен эпохи Нового царства сакральной ролью матери будущего царя, зачатого от Амона-Ра.Анализ изобразительных и эпиграфических источников позволяет сделать вывод о том, что титул «мать бога» являлся отражением теологической роли царской матери, отождествленной с богиней-матерью, и может быть понят в контексте двух фундаментальных мифотеологических концепций - так называемой «осирической» и «солярной» в ее фиванской редакции. Таким образом, содержание титула «мать бога» понимается автором в контексте идеи божественного материнства правящего царя как земного воплощения божества.
The article deals with the problem of interpretation of a scantily investigated title of ancient Egyptian royal women ‘god’s mother’ (mwt nṯr). As the author suggests the correct understanding of the title’s significance largely depends on the interpretation of the term ‘god’ (nṯr) that was frequently used in Egyptian texts as a designation of a king’s person and that of a particular deity.The historical survey of this title application to the royal women (primary of the New Kingdom Period) allows to conclude that under the designation ‘god’ a king was undermined and not a ‘real’ god. In connection with that the author distinguishes the title ‘god’s mother’ and the titles ‘god’s mother of (the divinity) N’ - i.e. the titles containing the proper name of the deity. In particular, the difference between the title ‘god’s mother’ and the title ‘god’s mother of Khons- the-child’ held by the XXI Dynasty Theban high priestesses is stressed. A special attention in the article is paid to the eventual link of the title ‘god’s mother’ with the sacral role of the future king’s mother which the New Kingdom temple scenes of theogamia demonstrate.An analysis of the epigraphic and figurative evidence has led the author to the conclusion that the title ‘god’s mother’ primary reflected a theological role of a king’s mother or king’s wife as an earthy embodiment of the goddess-mother (Isis, Hathor, Mut) and can be interpreted in the context of two ancient Egyptian mythico-theological models - the so-called ‘osirian’ and ‘solar in its Theban version. Thus, the author interprets the sense of the title “god’s mother’ in the context of the idea of the divine motherhood of the ruling king as an earthy manifestation of the god.