Разработка новых месторождений в странах Центральной Азии в 2015-2016 годах, изменение подходов к сотрудничеству с центральноазиатскими странами в энергетической сфере со стороны России, Ирана и Китая возродили интерес к трубопроводным проектам, разрабатывавшимся в 1990-х годах. Если учесть их геополитическое значение, можно предвидеть усиление соперничества как между странами региона, так и между внерегиональными государствами. Новые трубопроводы могут не только создать дополнительные возможности для доставки нефти и газа из Центральной Азии на внешние рынки, но и кардинально изменить расстановку сил в регионе. Этим объясняется повышение роли углеводородных ресурсов во внешней политике центральноазиатских стран и усиление их внимания к трубопроводному транспорту. За 25 лет страны Центральной Азии добились значительных успехов в создании новой системы трубопроводов. Реализация трубопроводных проектов в регионе была тесно связана с добычей углеводородного сырья: доставка на внешние рынки дополнительных объемов нефти и газа стала ключевой задачей внешней политики стран Центральной Азии. Несмотря на строительство новых трубопроводов, которые разрушили монополию России на вывоз углеводородных ресурсов Центральной Азии на внешние рынки, государства региона не смогли снизить зависимость от политики соседних стран, выступающих в качестве конечного потребителя или транзитеров нефти и газа. Более того, страны Центральной Азии оказались жестко привязаны к энергетическим интересам Китая, Ирана и России, которые через механизмы ценообразования и объемы закупаемых энергоресурсов получили возможности воздействовать на государства региона. Политика стран Центральной Азии по диверсификации трубопроводных маршрутов зависит от темпов разработки месторождений нефти и газа: реальные возможности стран Центральной Азии в короткие сроки значительно нарастить объемы добычи углеводородных ресурсов и наполнить экспортные трубопроводы оказались ограниченными. Многочисленные прогнозы добычи нефти и газа, сделанные в 1990-х годах впоследствии много раз пересматривались в сторону снижения. Большая часть построенных в Центральной Азии трубопроводов не вышла на полную мощность: объемы добычи на старых месторождениях падали, а разработка новых месторождений требовала значительных вложений и применения новых технологий, которыми страны не располагали. В результате для разработки месторождений нефти и газа потребовалось гораздо больше времени, и сроки строительства экспортных трубопроводов постоянно отодвигались. С другой стороны, страны Центральной Азии испытали влияние более сильных, нежели ожидалось, геополитических изменений, колебаний цен на мировых рынках и изменений политики соседних государств. Выход Ирана из режима санкций и пересмотр им политики в сфере добычи и экспорта углеводородов, сохранение нестабильности в Афганистане, снижение заинтересованности у России и Китая в дополнительных объемах углеводородного сырья также сказались на развитии энергетического сектора стран Центральной Азии. Несмотря на трудности, страны региона не отказывались от реализации новых трубопроводных проектов, так как видят в них дополнительные возможности для экспорта углеводородных ресурсов и укрепления геополитических позиций.