Исторически Южный Кавказ является зоной особых интересов России, где она на протяжении веков проводила активную политику. Распад СССР привел к кардинальному изменению геополитической ситуации на Южном Кавказе. Новые независимые государства: Азербайджан, Армения и Грузия - стали самостоятельно формировать и реализовывать внешнюю политику, ориентируясь прежде всего на национальные интересы, по-новому выстраивать свои отношения с Россией, для которой Южный Кавказ по-прежнему имел огромное геополитическое, экономическое и военно-политическое значение. На разных этапах современного периода российская внешняя политика на Южном Кавказе приобретала свои отличия. По-разному развивались и внутриполитические процессы в странах Южного Кавказа, столкнувшихся с комплексом экономических и социальных проблем, межгосударственными и внутригосударственными противоречиями: армяно-азербайджанским конфликтом из-за Нагорного Карабаха, грузино-осетинским и грузино-абхазским конфликтами. В их разрешении активно участвовала Россия. Российская политика учитывала сложности, с которыми столкнулись страны региона при формировании национальной государственности, обеспечении территориального суверенитета, при выработке внешней политики. Россия была вынуждена учитывать переплетение в регионе геополитических, торгово-экономических интересов, расширение энергетического взаимодействия стран Южного Кавказа с крупнейшими энергетическими компаниями и рост интереса западных государств к ресурсному потенциалу. Данные факторы с самого момента распада СССР предопределили столкновение конкурирующих геополитических проектов на Южном Кавказе. На подходы России в ее взаимодействии со странами Южного Кавказа большое влияние оказала активная политика США, ЕС, а в последнее десятилетие и Китая. Они последовательно продвигали свои интересы в странах региона, используя открывшиеся возможности для усиления своего влияния. Политику России на Южном Кавказе во многом определяет ситуация в энергетическом секторе - вопросы добычи и транспортировки углеводородных ресурсов Каспийского региона. Азербайджан является одним из нефте- и газодобывающих государств Каспийского региона, ресурсы которого должны поставляться в Турцию и европейские страны. Грузия выступает ключевым партнером Баку и западных стран: именно через ее территорию каспийские углеводородные ресурсы транспортируются на внешние рынки. В последние годы внешнеполитические векторы стран Южного Кавказа различаются все сильнее. Вступление Армении в Евразийский экономический союз произошло на фоне усиления сотрудничества Грузии с НАТО. Нерешенным остается конфликт между Азербайджаном и Арменией. Эти и другие факторы Россия должна учитывать при реализации своей политики на Южном Кавказе.