Стать посвящена вопросам происхождения такого характерного для античной трагедии явления, как хор. Автор раскрывает две ипостаси хора: генетическую, восходящую к мистериям Диониса, и более поздно приобретенную социальную.О глубинной значимости хора говорит то, что в изначальной греческой драме именно он играет главную роль, а движения хора, отраженные в строении суперстрофы: строфа - антистрофа - эпод, - типологически родственны шествию служительниц Диониса. Рождение героя, то есть выделение из хора запевалы, происходит позднее, в эпоху первых трагиков. И лишь позднее хор обретает новое социальное значение, олицетворяя собой народ, зрителей. В классической аттической трагедии хороказался «первичным» зрителем, а многотысячная толпа на зрительских сиденьях амфитеатра - зрителем «вторичным», однако отличавшимся от хора главнымобразом количественно, а не качественно. Впоследствии роль хора (и лирически-дифирамбического начала) уменьшается, нисходит до роли интермедий. Однако феномен хора имеет прямое отношение к природе катартического эффекта, и дальнейшее исследование этого феномена способно пролить новый свет на природу катарсиса.
The article is devoted to the issue of the origin of a chorus phenomenon in the ancient tragedy. The author reveals the two hypostases of the choir: the genetical one, which goes back to the mysteries of Dionysus, and the later acquired social one. The deep significance of the chorus is evidenced by the fact that in the original Greek drama it plays the main role, and the movements of the chorus, reflected in the structure of the superstroke: the strophe-antistrophe-epeod, - are typologically related to the procession of the servants of Dionysos. The birth of the hero, that is, his coming out of the choir, occurs later, in the era of the first tragedians. And only later the chorus acquires a new social meaning, personifying the people, the spectators. In the classical Attic tragedy, the choir turned out to be a ''primary'' viewer, and the crowd of thousands of spectators in the seats of the amphitheater - to be the ''secondary'' viewer, but differed from the chorus mainly quantitatively, and not qualitatively. Subsequently, the role of the chorus (and the lyrical and dithyrambic principle) is reduced, descends to the role of interludes. However, the phenomenon of the choir has a direct relationship to the nature of the cathartic effect, and further investigation of this phenomenon can shed new light on the nature of catharsis.