В статье рассматриваются основные направления в истории развития зарубежной методики преподавания иностранных языков, принципы и подходы, положенные в основу методов обучения, цели, содержание и приемы, характерные для каждого метода. В процессе исследования проанализированы вопросы появления и эволюции грамматико-переводного метода обучения, раскрыта сущность движения реформирования, дана характеристика группы натуральных методов и детализирован прямой метод обучения. Актуальность данного исследования обусловлена современными особенностями развития общества, возросшими требованиями к качеству иноязычного образования, сменой акцентов в содержании и целях обучения. Различия в индивидуальном развитии учащихся и разнообразие задач, стоящих перед иноязычным образованием, требует от преподавателя дифференцированного подхода к обучению. Это означает, что учитель должен владеть достаточно широким арсеналом методик, технологий и подходов. Большую часть этих знаний и навыков можно получить, изучая историческое наследие методической науки. В результате рассмотрения вопроса об истории иноязычного образования, можно сделать вывод о том, что многие методы обучения, использовавшиеся на всем протяжении истории существования иноязычного образования, не потеряли своей практической значимости и сейчас. Разнонаправленность потребностей учащихся, отличия их индивидуального развития и уровня владения иностранным языком, различные когнитивные способности диктуют необходимость применения всего многообразия обучающих приемов и методик. Именно этой цели и служит анализ методических концепций прошлого. Осмысление прошлого опыта обогащает современную практику и способствует развитию научной мысли. Значимость проблемы развития методов иноязычного образования определяется ролью методической науки не только в формировании навыков коммуникации на иностранном языке, но и самой личности учащегося, готового к межкультурному общению, внимательного к актуальным проблемам современного общества и воспитанного в духе мира и ненасилия.
The article gives a brief review of the history of the approaches and principles in foreign language teaching. The author does not only describe the evolution of methodology, but also provides the main principles and techniques of each teaching innovation, gives the main reasons, language and historical background of every new development. The study covers the major trends in language teaching, such as Grammar-Translation approach, the Reform movement, the group of natural and direct language teaching methods. The relevance of this study is due to modern features of the development of society, increased demands to the quality of foreign language education, a change in emphasis in the content and purposes of training. Differences in the individual development of students and the variety of tasks that foreign language education is facing require a differentiated approach to teaching. This means that the teacher must possess a fairly wide arsenal of techniques, technologies and approaches. Most of this knowledge and skills can be obtained by studying the historical legacy of methodical science. As a result of the consideration of the history of foreign language education, it can be concluded that many of the teaching methods used throughout the history of the foreign language education have not lost their practical importance even now. Different directions of students’ needs, differences in their individual development and level of foreign language proficiency, different cognitive abilities dictate the necessity of applying a whole variety of teaching methods and techniques. This is precisely the purpose of analyzing the methodological concepts of the past. Comprehension of past experience enriches modern practice and promotes the development of scientific thought. The importance of the development of methods of foreign language education is determined by the role of methodological science not only in the formation of communication skills in a foreign language, but also in the personality of the student ready for intercultural communication, attentive to the pressing problems of modern society and brought up in the spirit of peace and nonviolence.