В представленной статье анализируется концепция государственной состоятельности (state capacity), широко используемая в политологии и теории международных отношений. Автор показывает, что оценки уровня государственной состоятельности развивающихся и переходных стран на основе популярных сравнительных рейтингов, как правило, являются необъек тивными вследствие методологического несовершенства и противоречивости данной концепции, а также идеологизированности и политизированности самих рейтинговых проектов. Низкие оценки качества государственного управления и самой состоятельности государства могут использоваться для дискредитации и делегитимизации отдельных политических режимов, обоснования цветных революций, а также в качестве орудия информационной войны. Автором делается вывод о том, что многочисленные сравнительные рейтинги стран мира, получившие широкое распространение в последние десятилетия, также могут использоваться в качестве инструмента внеш неполитического влияния.
In this article the author analyzes state capacity, a concept used widely by political scientists and international relations specialists. The author maintains that evaluations of state capacity levels in developing and post-communist countries based on popular comparative ratings are generally biased because of methodologi cal defects and discrepancies in the overall theory as well as by the ideologization and politicization of the ratings systems themselves. A negative evaluation of the quality of government and state capacity of a country can be used to discredit and delegitimize a political regime as well as to add substance to mass protests and color revolutions and serve as a tool of information warfare. The author concludes that numerous comparative international ratings are often used as a tool of politi cal influence.