Объект настоящего исследования – теоретическое обоснование авторского права со времён Иоганна Гуттенберга и первых нормативных актов, которые связаны с указанной отраслью права. Автор проводит сравнение предпосылок появления авторского права с его практическим применением в современном мире, чтобы проверить, соответствуют ли его предпосылки потребностям современного общества. Для понимания некоторых проблем авторского права было необходимо изучить договорные правоотношения, которые служат инструментом передачи исключительных прав использования. Автор пытается определить некоторые важные направления настоящей реформы авторских прав. Методологическая основа статьи – герменевтический и конкретно-социологический методы, сравнение теоретических оснований авторского права с фактической реальностью и его влияние на социальную жизнь. Основной вклад автора в исследование данной темы – это описание важных аспектов авторского права в свете критики самих оснований этой отрасли права. На основе вышеупомянутого сравнения был сформулирован вывод о том, что широкое распространение наиболее гибких средств распоряжения авторскими правами, как Creative Commons, говорит о том, что авторы не всегда желают иметь всеобъемлющую охрану своих прав или получать доход, но хотят внести свой вклад в развитие научно-культурного потенциала общества.