В статье рассматривается большой круг вопросов, характеризующих институт наказания по американскому уголовному праву. Вначале отмечается, что изменения в уголовной политике проявились в том, что приоритетной становится цель кары или воздаяния, возврата к системе определенных приговоров, а также в принятии руководств по назначению наказаний, которые, например, на федеральном уровне, изданные в 1987 г., касались физических лиц; довольно сложные, они имели обязательный для судей характер. В 1991 г. в дополнение были приняты Руководства для организаций. Их применение обнаруживает тенденцию к уменьшению диспаритета при назначении наказаний и к тому, что наказания становятся более справедливыми. Несмотря на то что решением Верховного суда по делу Букера 2005 г. Руководства утратили свой обязательный характер, суды по-прежнему проявляют приверженность к ним. В работе рассматриваются такие основные наказания, как смертная казнь, лишение свободы, пробация и штраф, который нередко является альтернативой лишению свободы, а также "реституция ” и конфискация (последняя лишь затрагивается, так как подробно проанализирована ранее - см.: Гос. и право. 2014. № 10. С. 62), являющиеся дополнительными наказаниями. Решением Верховного суда по делу Фурмэна 1972 г. смертная казнь была признана неконституционной мерой, а решением по делу Грегга 1976 г. - наоборот, соответствующей Конституции. В связи с этим отмечается, что Верховный суд проделал большую работу по упорядочению применения смертной казни в стране. Она является наказанием в 36 штатах и на федеральном уровне в основном за убийство. Приводятся статистические данные о ее применении в США вообще и подтверждающие расово-дискриминационный характер, в частности. Лишь в 2005 г. Верховный суд признал неконституционной смертную казнь в отношении несовершеннолетних. Выделяются позитивные и негативные тенденции в области применения смертной казни. Первая проявляется в том, что на протяжении 11 лет число осужденных к смертной казни сокращается, вторая - в том, что сроки ожидания исполнения смертных приговоров становятся все дольше, например в 2011 г. - в среднем 16.5 лет. При рассмотрении лишения свободы отмечаются ее особенности: весьма длительные сроки, действие правила "третье преступление - последнее”, содержание несовершеннолетних в тюрьмах для взрослых и др. Штрафы, также широко применяемые в США, характеризуются значительными различиями в максимальных размерах в разных юрисдикциях; применяемые по формуле "штраф и (или) тюремное заключение” они позволяют состоятельным лицам фактически "откупаться ” за совершенное преступление. Имущественной санкцией также является "реституция ”, которая в американском уголовном праве понимается не только как восстановление в прежнем (первоначальном) положении. Этой мере придается большее значение: она получила конституционное закрепление, например, в Калифорнии, нередко является одним из условий пробации. Но ее максимальные размеры не всегда предусматриваются законодательством. Пробация, широко применяемая в США, строго говоря, - не наказание. Это - мера воздействия на осужденного, оставленного на свободе, посредством возложенных на него судом обязанностей соблюдения определенных условий ее прохождения. Пробация часто не дает того эффекта, на который она рассчитана. Поэтому не случайно в некоторых штатах, например Огайо, отказались от ее применения в случае совершения фелоний.
A broad range of points characterizing punishment in American criminal law is under consideration in this article. In the beginning it is pointed out that changes in the criminal law policy displayed in that the prior purpose ofpunishment becomes retribution, in return to the system of determinate sentences, as well as in adoption of sentencing guidelines. The United States sentencing guidelines enacted in 1987 applicable to individuals, are rather complicated, and were mandatory for judges. In edition in 1991 there were enacted Organizational Guidelines. The application of Guidelines shows the tendency to decreasing of disparity in sentencing and to a more just punishment. Despite of the Supreme Court's decision in United States v Booker (2005) by which the Guidelines lost its mandatory character, courts still show adherence to them. There are under consideration in the article such main punishments as death penalty, imprisonment, probation and fine which sometimes is an alternative to imprisonment as well as restitution and forfeiture (the latter is only touched on because was analysed earlier - Государство и право. 2014. № 10. С. 62), which are supplementary punishments. By the decision of the Supreme Court in Furman v Georgia (1972) death penalty was held unconstitutional and vice versa by its decision in Gregg v. Georgia (1976). In this connection it is pointed out that the Supreme Court carried out a great job to put in good order the application of death penalty in the country. It is a punishment in 36 states and on the federal level mainly for homicide. The article contains statistics about the application of death penalty in the USA in general and proving its racially discriminatury character in particular. It is mentioned that only in 2005 the Supreme Court held that death penalty of minors is unconstitutional. There are two tendencies picked out in the sphere of the application of death penalty. The positive one shows that during 11 years number of sentenced to death penalty is reducing, the negative - that a time of waiting execution becomes longer and longer, in 2011 - on an average 16.5 years. While considering imprisonment it is pointed out the following peculiarities: rather long terms, the rule "three times and you are out”, housing of minor inmates in adult prison facilities and others. The fines also widely applied in the USA are characterized by significant differences in maximum amounts in various jurisdictions, applied according to the formula "fine and (or) imprisonment” they in fact permit the rich to pay off for a committed crime. Restitution is also a kind of property sanction but which in the American criminal law is understood not only as a restoration in a previous (initial) state. This measure is given a significant importance: it is fixed constitutionally, for example in California, not infrequently is a condition of probation. But its maximum size is not always provided by legislation. Probation widely used in the USA, strictly speaking is not a punishment. It is a measure of exerting influence upon a convicted, left at liberty, by means of duty to observe certain conditions ordered by a judge. Probation often is not as effective as it was calculated upon, therefore in some states, for example in Ohio, gave up to apply it in cases of committing felonies.