РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГОВ-ПЕДАГОГОВ

В статье анализируются результаты эмпирического исследования. Рассматривается взаимосвязь профессиональной идентичности и самореализации психологов-педагогов образовательных учреждений. Исследование самореализации выполнено в рамках полисистемной концепции, предусматривающей системную детерминацию данного феномена. В качестве основных инструментально-стилевых характеристик самореализации выделены активность-инертность, оптимистичность-пессимистичность, внешний и внутренний локус контроля. К ценностно-смысловым параметрам самореализации отнесены социально и личностно значимые ценности, альтруистические и эгоцентрические мотивы, креативность и консервативность, конструктивность и деструктивность результативного компонента, удовлетворенность настоящим и прогнозирование будущего. Использованная в исследовании методика «Многомерный опросник самореализации личности» отвечает требованиям надежности и валидности и оценивает уровень выраженности выше представленных шкал. Для изучения профессиональной идентичности использованы общеизвестные методики. На первом этапе обработки результатов эмпирического исследования с помощью корреляционного анализа были сопоставлены шкалы самореализации с переменными профессиональной идентичности. Практически по всем шкалам получены высокие статистически значимые зависимости, указывающие на взаимосвязь самореализации и профессиональной идентичности педагогов-психологов. На втором этапе были выделены разные типы профессиональной идентичности респондентов на основе кластерного анализа. Всего было выделено два противоположных по содержанию кластера. В первый вошли респонденты с высоким уровнем профессиональной идентичности, второй кластер представлен респондентами с несформированной профессиональной идентичностью. Далее был проведен факторный анализ результатов исследования, где было выделено шесть факторов содержательно различающихся между собой по доминированию качественных характеристик самореализации и профессиональной идентичности. И на последнем этапе количественной и качественной обработки эмпирических данных был проведен кластерный анализ показателей самореализации личности, в результате чего выделено четыре фактора, различающихся по содержательным характеристикам. В завершение статьи сформулирован вывод о взаимозависимости самореализации и профессиональной идентичности.

THE ROLE OF PROFESSIONAL IDENTITY IN SELF-REALIZATION OF PSYCHOLOGISTS-TEACHERS

The article analyzes the results of empirical research. It examines the relationship of professional identity and self-realization of psychologists-teachers of educational institutions. The study of self-realization was carried out in the framework of polysystemicconception which stipulates the systemic determination of this phenomenon. Activity-inertia, optimism-pessimism, external and internal locus of control were singled out as main instrumental and stylistic characteristics of self-realization. Socially and personally significant values, altruistic and egocentric motives, creativity and conservatism, constructiveness and destructiveness of the effective component, the satisfaction with the present and the prediction of the future are attributed to value-semantic parameters of self-realization. The methodology «The multidimensional questionnaire of personality’s self-realization», used in the study, meets the requirements of reliability and validity, and assesses the level of expression of the above mentioned scales. For the study of professional identity well-known techniques were used. At the first stage of processing the results of empirical research, using correlation analysis, scales of self-realization were compared with the variables of professional identity. High statistically significant dependences were obtained practically for all of the scales. They indicate the relationship of self-realization and professional identity of teachers-psychologists. At the second stage different types of professional identity of the respondents on the basis of cluster analysis were singled out. In total two opposite in content clusters were singled out. The first group included respondents with a high level of professional identity; the second cluster is represented by respondents with unformed professional identity. Then the factor analysis of the results of the study was conducted, where six factors were identified which substantively differed from each other in the dominance of qualitative characteristics of self-realization and professional identity. And at the last stage of quantitative and qualitative empirical data processing we carried out a cluster analysis of indicators of personality’s self-realization. As a result, four major factors different in meaningful characteristics were singled out. At the end of the article the conclusion about the interdependence of self-realization and professional identity was formulated.

Publisher
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина"
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
71-77
Status
Published
Year
2015
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia
Keywords
психологи-педагоги; psychologists-teachers; self-actualization; professional identity; clusters; factorization; самореализация; профессиональная идентичность; кластеры; факторизация
Share

Other records

Alexander A.E.
Современное право. Общество с ограниченной ответственностью Издательство Новый индекс. 2015. P. 79-81