В статье авторы предлагают свое видение учебно-методического комплекса по курсу моделирования социо-эколого-экономических систем. Одной из острых проблем в современной России является проблема адекватного учета социо-эколого-экономических факторов на всех стадиях проектного цикла - от проекта до рекультивации. Учет данных факторов обеспечивается законодательно при оценке современного состояния окружающей среды, оценке воздействия на окружающую среду, экологическом аудите в разных форматах и экологическом мониторинге на разных стадиях проектного цикла Предлагаемый курс направлен на подготовку специалистов, владеющих навыками системного мышления, в том числе руководителей предприятий и экологических аудиторов. Основной целью курса является научение студентов основам системного мышления при решении задач управления в различных областях человеческой деятельности, применению методов имитационного моделирования в экологии, а также использованию программных средств поддержки методов моделирования и анализа исследуемых систем.
In the article authors propose their vision of teaching-methodological complex on cognitive modeling of socio-environmental-economic systems. one of the crucial points in modern Russia is adequate accounting of socio-environmental-economic factors at all stages of project cycle - from project documents till soil reclamation. Accounting of these factors is legally guaranteed by legal requirements during environmental baseline assessment, environmental impact assessment, environmental auditing in different formats and environmental monitoring at different stages of project cycle. Proposed course is aimed at training of specialists with system thinking knowledge including managers of all levels and environmental auditors. Main aim of the course is to makes students familiar with basics of system thinking used for managerial purposes in different areas, use of imitation cognitive modeling in ecology, as well as using of program applications to support modeling methods and analysis of reviewed systems.