СЕМУШКИН Анатолий Васильевич (06.11.1939 - 13.01.2013). С 1991 г. - профессор кафедры истории философии РУДН. Под его руководством защитилось множество аспирантов. Он являлся членом диссертационных советов по философским наукам в РУДН и МГУ, по историческим наукам в РУДН, был редактором «Вестника» РУДН серии «Философия». Область научных интересов Анатолия Васильевича - история античной философии, методология истории философии, история русской философии. Преобладающий предмет исследований - ранние формы европейской (греческой) философской рациональности, их генезисная зависимость от доисторических религий - мифологического комплекса. В разработке проблем начала философского знания Анатолий Васильевич стремился продолжать традиции «кембриджской школы» классической филологии и философии (Ф.М. Корнфорд, Дж. Харрисон). Зарождение античной философии Становления (натурализм) и Бытия (метафизика) рассматривались им как продукт имманентного развертывания противоречия греческого мифа между его рационально-эстетической (олимпийской) и оргийно-эсхатологической (прадионисийской) версиями. В последнее время в рамках программы Межвузовского центра по изучению философии и культуры Востока в РУДН он занимался исследованием синкретичных форм мировоззрения эллинистической эпохи на стыке ближневосточного и античного типов духовности (каббала, агностицизм, герметизм). Спецкурс ставит своей целью раскрыть и описать сложный и многозначный механизм происхождения античной философии. При этом главное внимание обращается на исследование генезисных зависимостей, связывающих возникающую философию и предшествующее ей духовное наследие. Автор спецкурса равным образом не приемлет как мифогенную теорию происхождения философии, выводящую любомудрие из мифа, так и рационалистический радикализм, исключающий какую бы то ни было роль религии и мифологии в становлении философского знания. В лекционном курсе истолковывается антиномизм начала древнегреческой (европейской) философской рациональности; рождение философии понимается и оценивается как преодоление мифопоэтической модели мышления, и в то же время мифопоэтический опыт сознания интерпретируется как необходимое условие возможности становления и развития древнегреческого философского умозрения в историческом измерении “осевого времени”. В курсе также прослеживается процесс самоопределения античной философии в качестве дисциплинарной и представительной формы сознания, авторитетной и действенной на протяжении всей традиции западноевропейской мысли (включая современную).