В исследовании рассмотрены особенности работы сердечно-сосудистой системы в аспекте адаптационного процесса и динамики возрастного развития человека. Отмечается, что сердечно-сосудистая система представляет собой функциональную систему которая дает возможность адекватно функционировать и сохранять гомеостаз всего целостного организма. Комплексные изучения адаптации человека показали, что вариабельность сердечного ритма (ВСР) с одной стороны является индикатором регуляторных процессов происходящих в организме человека, а с другой стороны одним из наиболее совершенных инструментов исследования. Полученные данные по школьникам и студентам показали, что существуют разные уровни корреляционных зависимостей между значениями ВСР, полом, возрастом и степенью адаптации к условиям окружающей среды. Отмечено, что в 12-летнем возрасте функциональные возможности сердца и автономные механизмы регуляции его деятельности несовершенны. Комплексные исследования школьников и студентов показали изменения длительности ритмики ВСР, что связана с аритмией в ритме дыхания. Выявлено, что дыхательная аритмия ярко выражена в 7-9-летнем возрасте, которая уменьшается к 13-15 годам и снова возрастает в 16-19 лет, а затем постепенно снижается.
In the research features of work of a cardiovascular system in the aspect of an adaptation process and dynamics of a person''s age development are considered. It is noted that the cardiovascular system represents a functional system, which gives a chance to function and keep adequately a homeostasis of all complete organisms. Complex studying of a person''s adaptation showed that the variability of a cardio rhythm (VCR) on the one hand is an indicator of regulatory processes occurring in a human body, and on the other hand one of the most perfect instruments of research. The obtained data on schoolkids and students showed that there are different levels of correlation dependences between values of VSR, sex, age and extent of adaptation to environmental conditions. It is noted that at the age of 12 the functionality of heart and independent mechanisms of regulation of its activity are imperfect. Complex research of school pupils and students showed changes of duration of rhythmic of VSR that are connected with arrhythmia in beat breath. It is noted that respiratory arrhythmia is brightly expressed at the age of 7-9 and decreases by 13-15 and again increases at 16-19 and then again gradually decreases.