Цель описываемого в статье эмпирического исследования состояла в выявлении кросс-культурных особенностей копинг-стратегий и психологического благополучия, предпринятого на выборке российских (n = 70) и французских (n = 70) студентов в возрасте от 18 до 25 лет с применением психодиагностического инструментария: «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф в адаптации Н. Н. Лепешинского), «Опросник способов совладания» (WCQ в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк). Предположительно, в разных культурах предпочтения копинг-стратегий в разной степени связаны с уровнем психологического благополучия, возможно, в зависимости от общего уровня стресса в обществе и наличия осознанного опыта успешного управления средой. Эмпирически установлено, что французские студенты значимо чаще, чем российские, прибегают к стратегиям конфронтации и дистанцирования, а русские студенты значительно чаще французов применяют стратегию принятия на себя ответственности. Французские студенты значимо превосходят российских студентов в удовлетворенности отношениями с окружающими, в степени самопринятия, в возможностях управлять собственной средой, ставить осознанные цели в жизни. Российские студенты превосходят французов по степени удовлетворенности личностным ростом. Эффективность копинг-стратегий с точки зрения их взаимосвязи с психологическим благополучием различается в разных культурах: для французских студентов наиболее эффективна стратегия планирования решения проблемы, а для российских - переоценка ситуации.
The goal of the empirical study described in the article was to identify the cross-cultural characteristics of coping strategies and psychological well-being undertaken on a sample of the Russian (n = 70) and the French (n = 70) students aged 18 to 25 years old using the following psychodiagnostic tools: “Scale of psychological well-being” (by C. Riff, adapted by N. N. Lepeshinsky), “Ways of Coping Questionnaire” (WCQ, adapted by T. L. Kryukova and E. V. Kuftyak). Presumably, in different cultures, the preferences of coping strategies are related to the level of psychological well-being to varying degrees, probably depending on the general level of stress in society and the presence of a conscious experience of successful management of the environment. It was empirically established that the French students adopt the strategies of confrontation and distancing significantly more often than the Russians, and the Russian students adopt the strategy of taking over the responsibility much more often than the French students. The French students significantly exceed the Russian students in their satisfaction with interactions with other people, in the degree of self-acceptance, in the ability to manage their own environment, and to set conscious goals in life. The Russian students outperform the French students in terms of satisfaction with personal development. The effectiveness of coping strategies in regards of their relationship with psychological well-being varies in different cultures. Therefore, the strategy of planning the solution of the problem is the most effective strategy for the French students, and the reassessment of the situation is the most effective strategy for the Russian students.