Налогообложение недвижимого имущества стран СНГ

В условиях сохранения экономической нестабильности бюджеты многих стран с формирующейся рыночной экономикой стали дефицитными. Из-за сокращения налоговых поступлений страдают все уровни бюджетной системы, однако наиболее остро эта проблема проявилась на уровне местных бюджетов, одним из основных налоговых источников которых, как правило, является налог на имущество физических лиц. И хотя роль имущественных налогов в доходной части бюджетной системы стран СНГ незначительна, именно за счет реформирования налога на имущество физических лиц власти пытаются увеличить поступления в местные бюджеты. Но если в одних странах речь шла только об изменении порядка определения налоговой базы, увеличении налоговых ставок или отмене части налоговых льгот, то в других была проведена кардинальная модернизация данного налога. Пытаясь разработать оптимальный механизм налогообложения недвижимого имущества физических лиц (о планируемых изменениях объявлено в Азербайджане и России), правительства стран СНГ обычно обращаются к опыту развитых стран, не учитывая опыта государств со схожей структурой и уровнем развития экономики, менталитетом и пр. Цель работы состоит в выявлении положительного опыта реформирования одного из важнейших местных налогов в странах СНГ (налога на имущество физических лиц или налога на недвижимость) и его возможного использования в российской практике в свете ожидаемого введения налога на недвижимость. В процессе исследования с помощью методов сравнительного и системного анализа раскрыты особенности налоговых элементов по налогу на имущество физических лиц. В статье показана роль имущественных налогов в бюджетной системе стран СНГ, определены особенности и возникающие проблемы при налогообложении имущества физических лиц, описаны существующие подходы к налогообложению недвижимости и определены возможные направления реформирования налога. В результате проведенного исследования выявлено, что в странах СНГ сохраняется низкий удельный вес имущественных налогов в доходной части бюджетной системы, что обусловлено как недостаточной проработанностью механизма налогообложения, так и отсутствием полного кадастра объектов недвижимости и их собственников. При этом методика оценки налоговой базы в большинстве стран непрозрачна, что приводит к неплатежам. Кроме того, в одних странах (например, в РФ) сохраняется большой набор необоснованных налоговых льгот, а в других (например, на Украине) - не соблюдается принцип справедливости налогообложения, поскольку налог исчисляется на основе площади объекта без учета различий в его качестве, местонахождении и т.д. В настоящее время наиболее четкая и прозрачная методика расчета величины налога на недвижимое имущество физических лиц, позволяющая обеспечить соблюдение принципа справедливости, применяется в Казахстане, и ее можно использовать при реформировании налога в других странах СНГ.

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ
Number of issue
37
Language
Russian
Pages
11-22
Status
Published
Year
2014
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
налог на имущество физических лиц; кадастровая стоимость; инвентаризационная стоимость; здание; сооружение; налоговая льгота; снг
Date of creation
09.07.2024
Date of change
09.07.2024
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/132192/
Share

Other records