Оценка влияния кинематографа на социальные представления о героизме: апробация одного подхода

В социологии не разработан четкий и стандартный алгоритм оценки вли-яния кинематографа на представления людей о героизме, и в статье обозначены не-обходимые для этого концептуальные и методические поиски. В первой части статьи авторы приводят различные подходы к трактовке понятия «героизм», варианты эм-пирических исследований по тематике героизма и используемые для анализа зри-тельского восприятия методические решения. Во второй части статьи представлены результаты разведывательного исследования, призванного показать некоторые ме-тодические возможности социологии в изучении социальных представлений о геро-изме, в том числе, формируемых под влиянием кинематографа. Был проведен неча-стотный контент-анализ четырех групп российских кинофильмов, чтобы выявить до-минирующие в них типы героев согласно авторской классификации; и опрос, чтобы оценить восприятие образа киногероя у представителей разных возрастных групп (условного родительского и детского поколений) с помощью метода неоконченных предложений. Результаты опроса показали, что трактовки реального жизненного ге-роизма у двух групп в целом совпадают, но различаются киногерои: взрослые отда-ют предпочтение образцам военного героизма, а дети чаще называют героями и тех, кто борется с внутренними страхами и вдохновляет зрителей на преодоление жиз-ненных трудностей

Assessment of Cinematographic Influence on Social Representations of Heroism: approbation of an approach

Sociology has not developed a clear and standard approach to assess the influence of cinema on social representations of heroism, hence the paper identifies some necessary conceptual and methodological steps in this direction. First, the authors consider different interpretations of ‘heroism’, techniques of its empirical study, and methods to analyze the perception of movies. Second, the article displays the results of the pilot study of social representations of heroism, including those formed under the influence of movies. The qualitative content analysis of four groups of Russian films revealed the distribution of types of heroes according to the authors’ classification. The survey based on the unfinished sentences technique has allowed to assess the perception of movie heroes by two groups (parent and children generations). The survey has shown that the interpretations of real-life heroism in two groups are similar while the movie heroes differ: adults prefer military heroism, and children believe that heroes are to fight their internal fears and inspire others to overcome life difficulties

Publisher
Шарков Феликс Изосимович
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
140-158
Status
Published
Volume
6
Year
2018
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
Keywords
social projects; social management; communication strategy; communication management; formation of a healthy lifestyle; youth; preserving and strengthening the health of the nation; метод неоконченных предложений; unfinished sentences technique; hero; heroism; cinematography; social representation; content analysis; герой; героизм; кинематограф; социальные представления; контент-анализ
Share

Other records