В статье Юрия Михайловича Почты представлен философский анализ различных типов фундаментализма, как религиозных, так и секулярных по своей природе. Основное внимание уделяется так называемому «исламскому фундаментализму», который автор исследует в изменяющемся контексте эры постмодернизма. Считая фундаментализм как таковой модернистским явлением, автор полагает, что он часто соединяется с современным консерватизмом. В постмодернистской культуре, преодолевшей традицию, фундаментализм может принимать крайние формы, иногда близкие к терроризму. С другой стороны, поскольку постмодернизм основан на принципах плюрализма и толерантности, фундаментализм вынужден следовать правилам игры; он превращается в ещё один нарратив, в ещё одну субкультуру и лингвистическую игру. Постмодернистский фундаментализм, по мнению Ю.М. Почты, обречён подрывать авторитет традиции, воскрешая её в памяти, но изгоняя из реальной жизни. Пускаясь на поиски традиции в текстах, а не в реальной жизни, фундаментализм делает и саму традицию не более чем текстом. Его развитие определяется переводом и формой, но не внутренней идеей и содержанием. В своей критике современности фундаментализм оказывается неспособным породить ничего, кроме лозунгов, митингов и веб-сайтов. Из-за своего восприятия традиции как части виртуальной реальности фундаментализм не способен выступить её защитником от постмодернизма. И фундаментализм, и постмодернизм апеллируют к ограниченным социальным группам; они ведут своих последователей к иррациональному и частному, а не к рациональному и универсальному.
Yuri Pochta's article gives a philosophical analysis of different types of fundamentalism, both religious and secular in their nature. Its focus is made on so-called "Islamic fundamentalism" the author explores in changing context of the post-modern era. Taking fundamentalism as something modern as such, the author argues that it often merges with modern conservatism. In the post-modern culture, which overcame tradition, fundamentalism can take extreme forms sometimes close to terrorism. On the other hand, while postmodernism is based on the principle of pluralism and tolerance, fundamentalism has to follow rules of the game and becomes an additional narrative, one more sub-culture and linguistic game. Post-modern fundamentalism, Pochta thinks, is doomed to discredit tradition, reviving it in the memory, but excluding it from the real life. Seeking for tradition in texts, not in real life, fundamentalism converts it into the text too. Its development is determined by translation and form, but not idea and contents. Criticizing modern era, fundamentalism is unable to produce anything except slogans, meetings and web-sites. Taking tradition as virtual it can not play as defender of the later against post-modernism. Both fundamentalism and post-modernism address to reduced social groups and lead their followers to irrational and local, not rational and universal.