Вопрос об идеологической направленности неклассических концепций права важен для определения их места в теории права, однако он не часто обсуждается в юридической литературе, даже в работах авторов, придерживающихся неклассических подходов к исследованию права. Между тем неклассическая рациональность может быть представлена как идеологический интеллектуальный проект, который по ряду причин, обусловленных его содержанием, связан с отрицанием науки, культуры и мировоззрения эпохи модерна. Наиболее отчетливо идеологическая направленность неклассической рациональности проявляется в критических теориях права, ныне весьма популярных на Западе, особенно среди борцов за социальную справедливость. Природа неклассической рациональности, утверждающей, что социальный мир контекстуален и может быть сконструирован и, соответственно, воспринят в рамках самых различных моделей, позволяет вести борьбу в идеологической сфере. В силу этого неклассическая рациональность может претендовать на роль действенной силы общественных преобразований, направленной на легитимацию предполагаемого ее принципами социального устройства. Само понятие идеологии со временем приобрело «неклассическое» содержание. Борьба с идеологией, ведущаяся в современную эпоху, направлена на разоблачение рациональности модерна, что предполагает сомнение в структуре рациональности, оспаривание объективности реальности, отказ от классических устоев научного знания, критику позитивной науки как идеологически обусловленной системы. Особое внимание проблеме идеологии уделяется сторонниками левого направления интеллектуальной мысли. В связи с этим возникает вопрос, является ли сама неклассическая рациональность утверждающая неопределенность, неполноту, дополнительность, децентрацию и другие релятивистские принципы, идеологическим феноменом. Проблематизация идеологической природы и функции права - одна из излюбленных тем западной гуманитарной науки в целом и западной юридической теории в частности. В постмодернистских и критических западных концепциях права отчетливо прослеживается влияние идеологического контекста. Отечественными авторами картина мира, формируемая неклассической рациональностью, не воспринимается как идеологически обусловленная, скорее наоборот, кажется максимально неидеологичной. Однако можно предположить, что в будущем в отечественной юридической науке, так же как, например, в американской юриспруденции, именно идеология будет определять содержание научных дискуссий.