Понятие времени рассматривается в качестве стержневой категории культурологии, позволяющей осуществлять кросс культурный анализ в аксиологическом контексте Рассматриваются представления о времени, характерные для архаических культур, для индо-европейских культур, для античности, иудаизма, раннего христианства, патристики, протестантизма и православия Культурное осмысление времени традиционно осуществляется путем соотнесения его с вечностью и с мгновением настоящего, а также через сопоставление прошлого, настоящего и будущего Автор описывает различные типы темпоральной ориентации (темпоральный эскапизм, или бегство из настоящего - в прошлое, будущее, или мифическую вечность, презентизм, или жизнь в настоящем, которое тоже может быть разным - пустое, физическое настоящее или полное, расширенное и совпадающее с вечностью), рассматривая их не в качестве антагонистов, а как взаимно дополнительные, свидетельствующие о широких возможностях человека по освоению времени за счет приобщения к темпоральному опыту разных культур В результате рассмотрения представлений о времени, характерных для традиционных культур (архаической, индо-буддисткой, античной, раннехристианской, концепции отцов церкви) и их сравнения с культурами модерна (протестантизм и связанные с ним западные культуры), а также с русской культурой (православие и современная Россия), удалось выявить различия во взглядах на соотношение времени, вечности и настоящего мгновения, а также различия в решении экзистенциальных проблем
Time is considered as the basic notion of culturology, because it helps to make axiological cross-cultural analysis. Conceptions of time, specific to different cultures (archaic, buddhist, antique, early Christianity, patristics, protestantism and Russian orthodoxy) are considered. The meaning of time is traditionally connected with such notions as eternity and present moment, and with the notions of the past and the present. Different types of temporal orientation (temporal escapism - retrospective, perspective or eternal orientation and temporal presentism, including empty and full present) are analyzed not as antagonistic, but as mutually additional, affirming human possibilities to master the time. Having considered the concepts of time inherent in traditional culture (archaic, indo-buddhist, antique, early christian and patristic) in comparison with modern cultures (protestant and modern western cultures) as well as with the Russian (orthodox) culture, the author concentrates attention on the differences between their conceptions of time in its correlation with eternity and the present moment as well as the differences in their decision of other existential problems.