В статье рассматриваются принципы интегрированного содержательно-языкового обучения (CLIL) как теоретическая основа для разработки УМК по английскому языку специальности, а также обсуждаются результаты пилотного проекта, основанного на сочетании методик CLIL и языка для специальных целей (LSP). Хотя эти два подхода имеют общие черты, такие как использование аутентичных материалов или ориентация на потребности студента, они различаются по целям, общему подходу и необходимым аудиторным часам. Подход CLIL основан на балансе между предметно-ориентированным обучением с основным фокусом на содержании дисциплины, и языковым обучением, т. е. освоением иностранного языка через предмет, а LSP - это особая форма преподавания иностранного языка, которая учит студентов его использованию в определенной области знаний или профессиональном контексте. В рамках тенденции интернационализации образовательной и научной деятельности был разработан пилотный курс английский язык для специальных целей для студентов направления «международные отношения» и «регионоведение» как предварительный этап к дальнейшему изучению отдельных дисциплин направления. В связи с ограниченным количеством аудиторных часов и ориентацией на овладение в первую очередь языком специальности, был выбран подход LSP в сочетании с приемами и методами CLIL, такими как управляемое чтение, разметка текста, визуальное сопровождение, языковая поддержка, и мультимодальное представление материала. Апробация проекта проводилась в течение академического года еженедельно в форме двухчасовых занятий по иностранному языку. В апробации приняли участие две группы по 25 студентов третьего курса, специализирующихся в области международных отношений или регионоведение. В ходе опроса, проведенного после окончания курса, участвующие в нем студенты отметили повышение мотивации, лучшее запоминание слов, улучшение беглости речи и восприятия на слух.
This article examines the principles of Content-Language Integrated Learning (CLIL) as a theoretical basis for a course of English for academic purposes and discusses the results of a pilot project based on a combination of CLIL and Language for Specific Purposes (LSP) methodologies. Although the two methodologies share common features, such as the use of authentic materials or emphasis on students’ needs, they differ on their goals, general approach, and required classroom hours. The CLIL approach is based on a balance between content-centered learning and mastering a foreign language through the content, while LSP is a special form of a foreign language instruction that teaches students how to use it in a particular field of knowledge or line of work. A pilot course in English for Special Purposes, described here, was developed to prepare students for further full English-language instruction in some of their major disciplines. Due to the limited number of classroom hours and the focus on mastering primarily the language of specialization, the course mainly applies LSP approach in combination with some CLIL techniques and methods, such as guided reading, text markup, visual support, linguistic support, and multimodal input. The course was run as a pilot project throughout one academic year, weekly in the form of two-hour English classes, and involved two groups of third-year students majoring in International Relations or Regional Studies with 25 participants in each. In a follow-up survey, the students reported increased motivation, better word retention, improved fluency and better listening comprehension.