Единство чувственных восприятий. Поэтика прозы И.А. Бунина

Статья дополняет большой ряд публикаций литераторов-предшественников, разгадывавших загадки бунинского мастерства, секреты обаяния его прозы, поэзии. Их подходы и открытия здесь с благодарностью приняты во внимание. Гипотеза автора вынесена в заглавие работы, в нем главное слово - единство - указывает на необычно высокий синтезирующий характер образного мышления писателя. Принципиальное значение для доказательства указанной гипотезы имеет прямой и косвенный выход к продолжительному негласному спору И. Бунина и М. Ремизова о художественном мастерстве, спору, который имел место до их эмиграции из России и продолжился после нее во Франции. Автор статьи по-своему объясняет привлекательность лишенных остросюжетности бунинских рассказов - картин обыденного течения жизни, событий тривиальных, из разряда извечных, как с толикой удивления писал В. Вересаев, «шедевров», о которых «говорить... решительно нечего», развязки конфликтов которых, как правило, драматичных или трагических, легко предсказываются, лежат на поверхности повествований уже в экспозициях. Автор следует советам известного публициста и литератора Ф. Степуна, который вряд ли не первым понял секреты бунинского обаяния, рекомендовавшего читать Бунина «медленно и погруженно, всматриваясь в каждый образ и вслушиваясь в каждый ритм». Так раскрывается специфика художественной манеры писателя, стиравшего границы между прозой и поэзией. Таким образом, Бунину, как мало кому из писателей, удается активизировать воображение читателя, «внутреннее зрение», настроить его видеть картины, характеры, рожденные авторским воображением, слышать сопутствующие им шумы, чувствовать запахи обозреваемого пространства, и все это как бы интегрирует неспешный глуховатый голос рассказчика.

This article contributes to a Large number of publications by Literary predecessors, who have unravelled the mysteries of Bunin's skill, the secrets of the charm of his prose and poetry. These approaches and the predecessors' discoveries are gratefully acknowledged here. The author's hypothesis is presented in the title of the work, in which the main word - unity - indicates the unusually high synthesizing character of the writer's figurative thinking. Of principal importance for the proof of the above hypothesis is the direct and indirect access to the long-unspoken dispute between I. Bunin and M. Remizov about artistic skill, a dispute which took place before their emigration from Russia and continued after it in France. In his own way, the author of the article explains the attractiveness of Bunin's short stories, devoid of action, - pictures of the ordinary course of life, trivial events, from the category of eternal, as V. Veresaev wrote with a bit of surprise, “masterpieces” about which “there is absolutely nothing to talk about”, the denouements of conflicts of which, as a rule, dramatic or tragic, are easily predicted and lie on the surfaces of the narratives already in the expositions. The author follows the advice of the famous publicist and writer F. Stepun, who was hardly the first to understand the secrets of Bunin's charm and who recommended reading Bunin “slowly and intently, peering into every image and listening to every rhythm”. This reveals the specifics of the writer's artistic manner which erased the boundaries between prose and poetry. Thus, Bunin, like few of his fellow writers, manages to activate the reader's imagination, their “inner vision”, sets them up to see pictures and characters, born of the author's imagination, to hear the accompanying noises, to feel the smells of the visual space, and all this, as it were, integrates the unhurried, muffled voice of the narrator.

Number of issue
2
Language
Russian
Pages
70-79
Status
Published
Year
2024
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Keywords
pictorialism of Bunin's prose; sensual perception of the world by Bunin; artistic synthesis; ekphrasis; the pictorialism manifestations in the language arts; means of the film-poetics in a literary text; изобразительность бунинской прозы; чувственное восприятие мира Буниным; художественный синтез; экфрасис; проявления изобразительности в словесности; средства кинопоэтики в литературном тексте
Share

Other records