В статье излагается взгляд на релятивистскую составляющую психоаналитических концепций Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. В данном контексте обращается внимание на изначально негативное, но при этом входящее в противоречие с базовыми установками данного направления отношение к релятивизму основателя психоанализа. Высказывая мнение, что постулирование наличия скрытой части психической системы значительно расширило область применения психиатрии и психологии и релятивизировало понимание «душевных расстройств», автор вместе с тем утверждает, что, оставаясь преданным ключевой позитивистской установке, Зигмунд Фрейд последовательно отвергал все прочие, кроме науки, методы познания, считая их спекулятивными и потому не заслуживающими доверия. Отношение Фрейда к релятивизации научной истины сравнивается в статье с позицией Юнга, который, последовательно преодолевая мировоззренческие рамки классического психоанализа, по мнению автора, стал тем, кто продолжил развитие идей его основателя в их естественном направлении. В частности, как глубоко релятивистская по духу автором характеризуется ключевая юнговская концепция коллективного бессознательного, поскольку принцип его действия - материализация автономного содержания в явлениях самого различного рода - фактически подразумевает такое мироустройство, в котором и роль человека, и его возможности весьма относительны. Автор также высказывает мысль о том, что принципы проявления коллективного бессознательного по Юнгу базируются на релятивистском понимании пространственно-временного фактора, тогда как акаузальный характер проявлений автономного содержания подразумевает деабсолютизацию представлений о времени и пространстве; на этой основе делается вывод о взаимопроникновении концептуальных установок аналитической психологии и релятивистской физики (теории относительности и квантовой механики).
The article presents a view on the relativistic component of the psychoanalytic concepts of Sigmund Freud and Carl Gustav Jung. In this context, attention is drawn to Freud’s attitude toward relativism, initially negative but at the same time being in conflict with the basic tenets of psychoanalysis. Expressing the opinion that the postulation of the presence of a hidden part of the mental system significantly expanded the scope of psychiatry and psychology and relativized the understanding of «mental disorders», the author of the article at the same time argues that, while remaining faithful to the key positivist attitude, Freud consistently rejected all methods of cognition other than science, considering them speculative and therefore not trustworthy. Freud’s attitude to the relativization of scientific truth is compared in the article with the position of Jung, who, consistently overcoming the ideological framework of classical psychoanalysis, according to the author, became the one who continued to develop the ideas of its founder in their natural direction. In particular, the author characterizes Jung’s key concept of the collective unconscious as deeply relativistic in spirit, since the principle of its operation: the materialization of autonomous content in phenomena of various kinds, implies such a world order in which both the role of man and his capabilities are very relative. The author also expresses the idea that the principles of manifestation of the collective unconscious according to Jung are based on a relativistic understanding of the space-time factor, while the acausal nature of the manifestations of autonomous content implies deabsolutization of ideas about time and space; on this basis, a conclusion is drawn about the interpenetration of the conceptual attitudes of analytical psychology and relativistic physics (the theory of relativity and quantum mechanics).