Введение. Корпоративная культура оказывает существенное влияние на приверженность персонала своей медицинской организации, а также на его мотивацию и удовлетворенность работой. Важное значение при этом имеют стиль руководства и взаимоотношения руководства с работниками. Цель. Проанализировать особенности корпоративной культуры в государственных и частных медицинских организациях крупного города. Материалы и методы. В ходе выполнения исследования по специально разработанной анкете был проведен социологический опрос среди 404 врачей, работающих в государственных и частных медицинских организациях г. Воронежа. Результаты. По мнению 94,5% врачей, принявших участие в опросе, командная работа повышает качество и эффективность оказываемой медицинской помощи. Установлено, что статистически достоверно чаще опыт в командной работе имели специалисты хирургического по сравнению с врачами терапевтического профиля (92,8% против 78,1%). При этом, в стационарах и поликлиниках частных медицинских организаций врачи чаще принимали участие в командной работе, чем в государственных. При оценке деловых качеств своего руководителя 47,9% всех респондентов охарактеризовали его как лидера, около одной четверти (23,7%) - как авторитарного начальника. Часть (24,5%) опрошенных не смогли дать оценку своему руководителю. Половина (50,3%) опрошенных врачей сообщили, что в их медицинской организации, как правило, решения принимаются коллективно, при этом в стационарах данная ситуация отмечается чаще по сравнению с поликлиниками. О необходимости организации специальных тренингов/семинаров по развитию лидерских качеств медицинского работника заявили 63,4% респондента. Целесообразность создания и работы с резервом руководящих кадров в здравоохранении поддержало 61,1% опрошенных. Выявлены следующие основные особенности корпоративной культуры в государственных и частных медицинских организациях. В частных стационарах и поликлиниках врачи чаще принимали участие в командной работе, чем в государственных медицинских организациях. В целом только каждый второй респондент сообщил, что в их медицинской организации решения принимаются коллективно, при этом в стационарах данная ситуация отмечается чаще по сравнению с поликлиниками. По мнению большинства опрошенных врачей, для лидера в коллективе медицинской организации необходимы такие качества, как профессионализм, уважение в коллег, квалификация и способность самостоятельно принимать решения. Вывод. Результаты исследования рекомендуется использовать при формировании в государственных и частных медицинских организациях корпоративной культуры.
INTRODUCTION: Corporate culture has a significant impact on the commitment of staff to their medical organization, as well as on their motivation and job satisfaction. Of importance is also the style of leadership and the relationship between management and employees. AIM: To analyze the features of corporate culture in public and private medical organizations of a large city. MATERIALS AND METHODS: In the course of the study, a sociological survey using a specially designed questionnaire was conducted among 404 doctors working in public and private medical organizations in Voronezh. RESULTS: According to 94.5% of the doctors who took part in the survey, teamwork improves the quality and effectiveness of medical care. It was found that surgical specialists had a statistically reliably higher experience in teamwork than therapists (92.8% vs. 78.1%). To this end, doctors of private hospitals and polyclinics more often participated in teamwork than doctors of public medical organizations. When assessing the business qualities of their leader, 47.9% of all respondents characterized him as a leader, about one quarter (23.7%) as an authoritarian boss. A part (24.5%) of the respondents could not evaluate their leader. Half (50.3%) of the surveyed doctors reported that in their medical organization, as a rule, decisions are made collectively, while in hospitals this situation is more common than in polyclinics. The need to organize special trainings / seminars on the development of leadership qualities of a medical worker was claimed by 63.4% of respondents. The expediency of creation of and working with a reserve of senior personnel in healthcare was supported by 61.1% of respondents. The following main features of corporate culture in public and private medical organizations have been identified. In private hospitals and polyclinics, doctors were more likely to participate in teamwork than in public medical organizations. In general, only one in two respondents reported that decision was made collectively in their medical organization, and in hospitals this situation was more common than in polyclinics. According to the majority of the interviewed doctors, a leader in the team of a medical organization must possess such qualities as professionalism, respect for colleagues, qualifications and the ability to make decisions independently. CONCLUSION: The results of the study are recommended for use in the formation of corporate culture in public and private medical organizations.