Человеческая природа как основание моралив работе Жиля Делёза «Эмпиризм и субъективность»

В статье рассматривается моральная система, которую представил Жиль Делёз в своей ранней работе «Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму». В статье анализируется последовательная система, в которой представлены принципы человеческой природы во взаимосвязи с теорией познания, прояснены моральные интуиции и моральная схема, сформулированы принципы построения общества. В статье показано, как Делёз понимал эмпиризм и субъективность, как данные понятия меняют наше представление о природе человека. Было продемонстрировано, как принципы человеческой природы объясняют моральные интуиции, и почему симпатия является основой морали и общества. Было показано, почему склонность человека к симпатии и его принадлежность к сообществу делает моральный эгоизм невозможным. В самой философии Юма уже можно обнаружить принципы построения общества, основанного на симпатии и изобретательности человека. По мнению Делёза, Юм видит в общественном договоре и законе негативность, которая сдерживает нашу свободу и наши желания. Поэтому в поисках позитивного средства построения общества Юм обращается к социальным институтам, которые возможны благодаря симпатии. Для построения успешного общества нужно прибегнуть к моральному схематизму в виде установления общих правил для всех его членов. Уже в работе, посвященной Юму, мы можем обнаружить ряд тем, представляющих интерес для Делёза, которые он будет развивать в дальнейшем. Прежде всего это новая антропология, где большое внимание уделяется аффектам и процессуальности, а также рассмотрение социума через изобретательность человеческой природы.

The article examines the moral system presented by Gilles Deleuze in his early work “Empiricism and Subjectivity: An essay on Hume’s Theory of Human Nature”. Based on Hume’s philosophy, Deleuze develops a moral and social system that is grounded in human nature. The article analyzes a coherent system that outlines the principles of human nature in relationship to a theory of knowledge, provides an explanation for moral intuitions and the construction of a moral scheme, and sets principles for the formation of society. In the article, it was revealed how Deleuze understood empiricism and subjectivity and how these concepts change our understanding of human nature. It was demonstrated how the principles of human nature explain our moral intuitions, and why sympathy is the basis for morality and society. It has been reasoned why a person’s disposition for sympathy and his belonging to the community makes moral egoism impossible. In Hume’s philosophy itself one can already find principles for the formation of society based on human sympathy and creativity. According to Deleuze, Hume sees in the social contract and the law a negativity that restrains our freedom and our desires. Therefore, in search of a positive means to form a society, Hume turns to social institutions that are possible due to sympathy. To build a successful society, it is necessary to resort to moral schematism in the form of establishing general rules for all members of society. Already in the work on Hume, we can find several topics that Deleuze is interested in, and which he will develop in the future. First of all, a new anthropology, where much attention is paid to affects and processuality, as well as consideration of society through the creativity of human nature.

Publisher
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
53-65
Status
Published
Volume
23
Year
2023
Organizations
  • 1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Keywords
Gilles Deleuze; David Hume; human nature; egoism; sympathy; morality; affects; Жиль Делёз; Дэвид Юм; человеческая природа; эгоизм; симпатия; мораль; аффекты
Share

Other records