МИФ КАК ПРОСТРАНСТВО ФИЛОСОФСКОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ: К РЕФЛЕКСИИ МИССИИ НАУЧНОГО ЖУРНАЛА

Философии свойственно понимание мифа как способа объяснения мира, что подтверждается и в текстах Платона, и новоевропейского идеализма, неокантианства, континентального постструктурализма, и в отечественной мысли XX в. Последняя понимает его как особую реальность, постижение которой невозможно путём только логики или интуиции. При этом миф влияет на смысложизненные ориентиры, структурируя аксиоматические системы, формируя идеологию. Это позволяет говорить о социальной функции мифа, эксплицированной во властных нарративах, влияющей на политическую мысль и затрагиваемую ей повседневную жизнь человека. Субъект деятельности и мысли, погружённый через эти предикаты в социо-мифологический топос, сталкивается с экзистенциальной проблемой идентичности и жизненного выбора при отсутствии методологической установки понимания мифоцентрической реальности, где ориентирование из телеологического, апеллирующего к смыслам цельности идеального, становится номадически-текучим, в котором аксиоматический релятивизм трансформирует модальность идентичности в идентификационную ситуацию множественности истин. Автор приходит к выводу, что отсутствие укоренённости смысла в нарративно-мифическом пространстве требует особого событийного топоса для сохранения творческой способности, и частным видом такого топоса является научный журнал. Именно в нём возможно эксплицировать движение мысли от интуитивного предрационального уровня до предельно возможного пред-абсолютного уровня творчества в пространстве относительных мифологем, что является залогом аутентичной философской ориентации. В качестве образцового примера философского журнала автор рассматривает «Личность. Культура. Общество», на страницах которого многие годы аутентичная мысль получала свое научное выражение.

Philosophy is characterized by the understanding of myth as a manner of world explaining, which is confirmed both in the texts of Plato, and New European idealism, neo-Kantianism, continental poststructuralism, and in the Russian thought of the XX century. The last one understands it as a special reality, which comprehension is impossible only by logic or intuition. At the same time, myth influences the meaning of life, structuring axiomatic systems, forming an ideology. This allows us to talk about social function of myth, explicated in regime narratives, influencing political thought and daily life of a person affected by it. The subject of activity and thought, immersed through these predicates in the socio-mythological topos, faces the existential problem of identity and life choice in the absence of a methodological understanding of mythocentric reality, where orientation from teleological, appealing to the meanings of the wholeness of the ideal, becomes nomadic-fluid, in which axiomatic relativism transforms the modality of identity into an identification situation of truths plurality. The author comes to conclusion, that the lack of rootedness of meaning in the narrative-mythical space requires a special event topos to preserve creativity, and a particular type of such topos is a scientific journal. It is in it that it is possible to explicate the movement of thought from the intuitive pre-rational level to the maximum possible pre-absolute level of creativity in the space of relative mythologies, which is the key to authentic philosophical orientation. As an outstanding example of philosophical journal, author considers "Personality. Culture. Society", on which pages authentic thought has received its scientific expression for many years.

Number of issue
1-2
Language
Russian
Pages
158-167
Status
Published
Volume
25
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
социальный миф; событийный топос; властный нарратив; идеология; философская ориентация; ценностный релятивизм
Share

Other records