В данной статье рассматриваются проблемы организации коммуникативной среды в вузах России, возникшие в связи с изменившейся политической ситуацией в мире. Кардинальное сокращение коммуникаций в образовательном сообществе, остановка межвузовских образовательных программ привели к необходимости корректировки модели организации занятий по коммуникации. Материалом послужили имеющиеся в открытом доступе материалы в периодических электронных изданиях (например, статьи В. Перцовой, В. Кирилочкиной «Изоляция от мирового сообщества и утечка мозгов: какое будущее ждет российскую науку», З. Романова «Наука non grata. Как Запад рвет отношения с российскими университетами, учеными и институтами» и т.д.), а также научные статьи, посвященные методике обучения иностранному языку в вузе: Т.Л. Герасименко, И.В. Грубин, Т.М. Гулая, О.Н. Жидкова, С.А. Романова «Smart-технологии (вебинар и социальные сети) в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе», М.А. Казакова, А. А. Евтюгина «Аутентичные текстовые материалы в обучении иностранному языку» и др. Новизна исследования видится в том, что впервые использован комплексный анализ методов организации коммуникативной среды в вузах в условиях изменившейся политической конъюнктуры. На основе методов анализа и синтеза было доказано, что возможности скорректировать процесс организации коммуникативной среды в вузе достаточно широки. На основе сделанного анализа было доказано, что организация межязыкового общения при компетентном подходе преподавателя к выбору способов и средств коммуникации не является нерешаемой проблемой в сложившейся политической обстановке.
This article examines the problems of organizing the communicative environment in Russian universities, which have arisen in connection with the changed political situation in the world. The drastic reduction in communications in the educational community and the suspension of interuniversity educational programs have led to the need to adjust the model for organizing communication classes. The material was based on publicly available materials in electronic periodicals (for example, articles by V. Pertsova, V. Kirilochkina “Isolation from the world community and brain drain: what future awaits Russian science”, Z. Romanov “Science non grata. How the West is breaking off relations with Russian universities, scientists and institutes”, etc.), as well as scientific articles devoted to the methodology of teaching a foreign language at a university. The novelty of the research is seen in the fact that for the first time a comprehensive analysis of methods for organizing the communicative environment in universities in the context of a changed political situation was used. Based on methods of analysis and synthesis, it was proven that the possibilities for adjusting the process of organizing the communicative environment at a university are quite wide. Based on the analysis, it was proved that the organization of interlingual communication with a competent approach of the teacher to the choice of methods and means of communication is not an unsolvable problem in the current political situation.