Статья посвящена рассмотрению философско-теологических взглядов Г.Э. Лессинга. Именно в немецком Просвещении зарождается и начинает активно развиваться то, что сегодня мы называем философской теологией. В выраженном виде это понятие было сформулировано И. Кантом. Ему же принадлежит краткое, но глубокое по своему существу описание сущности философской теологии и ее функций, а также основных ее отличительных черт от теологии библейской. Кант обращает внимание при этом на свободу, характерную для философского теолога, но подчеркивает также, что результаты философско-теологических изысканий должны предлагаться библейским теологам в качестве рекомендаций, но не в качестве навязываемых истин. Аналогично и библейская теология должна предоставлять философской теологии свободу в рассмотрении, но сама должна стоять на страже спасения душ вверенной паствы. В рамках философии И. Канта такой подход основывается на предлагаемом им разделении на частное и публичное применение разума. Однако мы видим, что Кант в этом отношении укоренен в предшествующей ему философско-теологической традиции. Не в меньшей степени философским теологом можно считать Г.Э. Лессинга. Несмотря на то что сам Лессинг в данном случае не пользуется этим понятием напрямую, его позиция по вопросам религии и веры и их философского осмысления здесь полностью совпадает с кантовской. Особенно ярко это прослеживается в состоявшемся споре между ним и представителем лютеранской ортодоксии И.М. Гёце в рамках одной из наиболее интересных и оживленных дискуссий немецкого Просвещения, а именно «спора о фрагментах». В статье подробно рассматриваются основные этапы развития данной дискуссии, а также позиции сторон. В итоге автор статьи приходит к выводу о том, что защищаемая в рамках этой дискуссии Лессингом позиция может быть охарактеризована как философская теология.
The article concerns philosophical and theological views of G.E. Lessing. It was in the German Enlightenment that what today we call philosophical theology was born and began to actively develop. This concept was formulated in its expressed form by Kant. He also owns a brief but profound description of the essence of philosophical theology and its functions, as well as main features distinguishing it from biblical theology. Kant draws attention here to the freedom as an essential characteristic of a philosophical theologian, but also emphasizes that the results of philosophical research should be offered to biblical theologians as recommendations, but not as imposed truths. Likewise, biblical theology must give philosophical theology freedom of consideration, but must itself stand guard over the salvation of the souls of its entrusted flock. Within the framework of the philosophy of I. Kant, such an approach is based on the division he proposes between the private and public use of reason. However, we see that Kant for that matter is rooted in the philosophical and theological tradition that preceded him. No less a philosophical theologian can be considered G.E. Lessing. Despite the fact that Lessing himself herein does not use the concept directly, his position on issues of religion and faith and their philosophical understanding on that completely coincides with Kant’s. It can be seen especially clearly in the dispute that took place between him and Goeze in the framework of one of the most interesting and lively discussions of the German Enlightenment, namely the Fragmentenstreit. The article considers in detail the key stages of development of the discussion, as well as the positions of the parties. As a result, the author of the article comes to the conclusion that the discussion position defended by Lessing can be characterized as philosophical theology.