История создания ЮНЕСКО

В статье рассмотрены основные этапы формирования Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Устав которой был принят через несколько месяцев после окончания боевых действий Второй мировой войны в ходе Лондонской конференции 1-16 ноября 1945 г. Установлены причины провала в достижении своих целей многочисленных предшественников ЮНЕСКО и выявлена роль в будущем создании организации Объединенной Конференции министров образования (КМОС). Уделено внимание дипломатической борьбе «американского» и «французского» проектов в дискуссиях о будущем статусе организации. Целью данной статьи является анализ ключевых этапов истории создания ЮНЕСКО в контексте дипломатии стран-участников многочисленных конференций, которые предшествовали формированию организации. Методологическая основа исследования включает комплекс общих и специальных методов исследования. Системный метод позволил рассмотреть расстановку сил на международной арене перед и во время Второй мировой войны как многоуровневую систему, которая привела к пониманию необходимости искать причину возникновения войн и угроз безопасности в нематериальных аспектах. Статистический метод лег в основу объективного исследования и позволил рассмотреть степень заинтересованности акторов в создании новой организации и их будущего влияния в рамках ЮНЕСКО. Результаты исследования демонстрируют успех дипломатии стран-участниц Лондонской конференции, подчеркнувшей место науки в международном сотрудничестве и определяющей отношение новой организации к системе ООН в дискуссиях о будущем статусе ЮНЕСКО. В результате такое сотрудничество дало основания для создания структуры, целью которой вот уже почти восемь десятилетий продолжает оставаться сохранение мира посредством распространения культурных, научных и образовательных связей между странами.

The article discusses the main stages in the formation of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO), the Charter of which was adopted a few months after the end of hostilities of the Second World War during the London Conference on November 1-16, 1945. The influence of some reasons for creation of the organization of the Joint Conference of Ministers of Education (CMOS) was found out. Attention is paid to the diplomatic struggle between the “American” and “French” projects in discussions about the future status of the organization. The purpose of this article is to analyze the key stages in the history of the creation of UNESCO in the context of the diplomacy of the countries participating in numerous conferences that preceded the formation of the organization. The methodological basis of the study includes a set of general and special research methods. The system method made it possible to consider the alignment of forces in the international arena before and during World War II as a multi-level system, which led to an understanding of the need to look for the cause of wars and security threats in non-material aspects. The statistical method formed the basis of an objective study and made it possible to consider the degree of interest of the actors in the creation of a new organization and their future influence within UNESCO. The results of the study demonstrate the success of the diplomacy of member countries of the London Conference, which stressed on the place of science in international cooperation and determining the relationship of the new organization to the UN system in discussions about the future status of UNESCO. As a result, such cooperation made reasons to create a structure whose goal for almost eight decades continues to be the preservation of peace through the dissemination of cultural, scientific and educational links between countries.

Authors
Publisher
Некоммерческое партнерство Альманах "Казачество"
Number of issue
70
Language
Russian
Pages
125-131
Status
Published
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Keywords
unesco; Joint Conference of Ministers of Education; science; education; cooperation; London conference; юнеско; Объединенная Конференция министров образования; наука; образование; сотрудничество; лондонская конференция
Share

Other records