В статье рассматриваются различные аспекты трактовки человека и его природы в предфилософских традициях восточносредиземноморского культурного ареала - Египте, Передней Азии, архаической Греции. На их примере демонстрируются механизмы трансформации категорий культуры в будущие объекты философской рефлексии, а также затрагивается вопрос о ближневосточных теоретических источниках раннегреческой философии. Автор показывает, что, несмотря на то что антропологическая проблематика в силу целого ряда факторов не являлась основной линией развития древнегреческой философской традиции на её начальном этапе существования, связанные с ней категории культуры гораздо раньше устойчиво вошли в проблемное поле как греческой, так и ближневосточной мифопоэтики, став, таким образом, одной из скрытых причин последующего обращения греческой философской мысли к теме человека уже в классический период её истории.
The paper examines various aspects of the interpretation of man and his nature in the pre-philosophical traditions of the Eastern Mediterranean cultural area (Ancient Egypt, Near Asia, archaic Greece). By their example, the mechanisms of transformation of cultural categories into future objects of philosophical reflection are demonstrated, and the question of the Middle Eastern theoretical sources of early Greek philosophy is also touched upon. The author shows that, despite the fact that anthropological problems, due to a number offactors, were not the main line of development of the ancient Greek philosophical tradition at its initial stage of existence, the categories of culture associated with it steadily entered the problem field of both Greek and Middle Eastern mythopoetics much earlier, thus becoming one of the hidden reasons the subsequent appeal of Greek philosophical thought to the topic of man already in the classical period of its history.