Статья посвящена проблеме коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Исследование особенностей коммуникативной парадигмы студентов, ее влияния на их жизнедеятельность становится необходимым ввиду их высокой вовлеченности в виртуальный мир. Основной формой взаимодействия в Интернете для студентов является коммуникативная сетевая активность. Цель исследования - изучить различия в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Методология и методы исследования. В статье применялись методы исследования: теоретический, эмпирический, методы математической обработки психологических данных: Н-критерий Крускала-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни. Компьютерная обработка данных осуществлялась с использованием программных пакетов «Excel» и «IBM SPSS Statistics 21». Использован комплекс следующих методик: «Опросник проблемного использования социальных сетей» [16]; «Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий» [15]. Эмпирическая база исследования составила 240 респондентов, средний возраст 20,3 лет. Результаты исследования. У студентов технического направления выявлено неконтролируемое мыслительное возвращение в виртуальный мир, склонность к разнообразному использованию электронных технологий; естественно-научного профиля незначительно выражена когнитивная поглощенность и появление негативных последствий погруженности в Интернет; гуманитарного направления отсутствует разнообразие в использовании электронных технологий, однако они имеют высокую вовлеченность к совершению экономических действий в виртуальном мире. Важно отметить существование общих тенденций, независящих от профессионального направления подготовки обучающихся: приоритет онлайн общения, коммуникация в социальных сетях, посещение Интернета с целью избежать чувство одиночества. Практическая значимость. Полученные результаты в ходе исследования различий коммуникативной сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки могут быть использованы для составления практических рекомендаций с целью формирования и развития навыков цифровой компетенции.
The article is devoted to the problem of communicative network activity among students of different areas of professional training. The study of the communicative activity of students, its impact on their life becomes necessary due to their high involvement in the virtual world. The main form of interaction on the Internet for students is communicative network activity. The purpose of the research is to study the differences in communicative network activity among students of different areas of professional training. The author used such research methods as: theoretical, empirical, methods of mathematical processing of psychological data: H-Kruskal-Wallis criterion, U-Mann-Whitney criterion. Computer data processing was carried out using the software packages "Excel" and "IBM SPSS Statistics 21". A set of the following methods is used: "Questionnaire of problematic use of social networks"; "Methodology for assessing involvement in the use of information and communication technologies". The empirical base of the study was 240 respondents, with an average age of 20.3 years. Students of the technical direction have an uncontrolled mental return to the virtual world, a tendency to use electronic technologies in a variety of ways; the cognitive absorption and the appearance of negative consequences of immersion in the Internet are slightly expressed in the scientific profile; the humanitarian direction lacks diversity in the use of electronic technologies, however, they have a high involvement in performing economic actions in the virtual world. It is important to note the existence of general trends that are independent of the professional direction of the training of students: the priority of online communication, communication in social networks, visiting the Internet in order to avoid feeling lonely. The results obtained during the study of the differences in the communicative network activity of students of different areas of professional training can be used to make practical recommendations for the formation and development of digital competence skills.