Цифровизация образовательного процесса постепенно развивалась параллельно с внедрением цифровых средств в повседневную жизнь людей. Длительное пребывание в контакте с медиасредствами может влиять негативно на самооценку обучающихся, на осознание личностной ценности, вызывает чрезмерный стресс. Особо отмечается, что любая зависимость от применения информационных технологий увеличивает риск для здоровья детей и обучающихся подростков. Однако в условиях пандемии COVID-19 (2020-2022 годы) проблема цифровизации образования встала особенно остро: требовалось проводить занятия, тестировать знания учащихся, проверять домашнюю работу полностью в дистанционном формате. Потребность в таком срочном пересмотре системы образования вызвало стремительное развитие и внедрение в образовательные программы многих учебных учреждений новых цифровых технологий. Несмотря на то что в настоящее время не существует необходимости проведения различных мероприятий в дистанционном формате, в деятельности многих образовательных организаций по сей день присутствуют методики смешанного или полностью дистанционного обучения. Однако стоит отметить нездоровую тенденцию среди обучающихся, качественно влияющую на их здоровье: во время эпидемии существенно увеличилось количество времени, проводимого ими за гаджетами, по сравнению с нормами СанПиНа. Помимо этого, негативное влияние на здоровье оказывала вынужденная самоизоляция. Постоянное нахождение в одной и той же обстановке негативно влияло на психоэмоциональное состояние детей, что влекло за собой общую астенизацию, частным проявлением которой зачастую оказывалось развитие аффективных расстройств. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования оценки влияния обучения в дистанционном формате на физическое и психологическое состояние обучающихся. Было проведено анкетирование как обучающихся, так и их родителей. Это позволило выявить субъективную и объективную оценку влияния факторов риска. Анализируя результаты, становится очевидным негативное влияние цифровизации учебного процесса на психоэмоциональное и физическое состояние обучающихся, что приводит к потере учебной мотивации, изменению поведения, снижению работоспособности и другим негативным последствиям. Была изучена взаимосвязь между введением дистанционного обучения и развитием стрессового состояния у обучающихся.
Digitalization of the educational process gradually developed in parallel with the introduction of digital tools into people's daily lives. Prolonged contact with media can negatively affect students' self-esteem and the awareness of personal value, as well as causes excessive stress. It is particularly noted that any dependence on the use of information technology increases the risk to the health of children and studying adolescents. However, in the context of the COVID-19 pandemic (2020-2022), the problem of education digitalization became particularly acute: it was necessary to conduct classes, test students' knowledge, and check homework completely in a remote mode. The need for such an urgent revision of the education system caused rapid development and introduction of new digital technologies into the educational programs of many educational institutions. Despite the fact that at present there is no need to conduct various events remotely, methods of blended or distance learning are still present in the activities of many educational organizations. Nevertheless, it is essential to note an unhealthy trend among students that qualitatively affects their health: during the epidemic, the amount of gadget use time significantly increased compared to the norms of the SanPiN. In addition, forced self-isolation had a negative impact on health. Constant presence in the same environment negatively affected the psycho-emotional state of children, entailing general asthenization, a particular manifestation of which often was the development of affective disorders. This article discusses the results of an empirical study assessing the impact of distance learning on the physical and psychological state of students. The survey of both students and their parents was conducted. This made it possible to identify subjective and objective assessments of the risk factors impact. Analyzing the results, it becomes obvious that digitalization of the educational process has a negative impact on the psycho-emotional and physical condition of students, leading to a loss of educational motivation, behavior changes, decreased performance, and other negative consequences. The relationship between the introduction of distance learning and the development of stress in students was studied.