В статье поднимается проблема государственной политики в области защиты памятников культурного наследия. Традиционно считалось, что культура обеспечивается бюджетными ассигнованиями по остаточному принципу. Однако статистика последних лет свидетельствует о положительной динамике. В тоже время, автор приходит к заключению, что охрана памятников культурного наследия является точкой соприкосновения государства, бизнеса и институтов гражданского общества. В частности, ряд современных авторов обосновывают перспективы частно-государственного партнерства. Именно оно является инструментом реализации концепции маркетинга территорий, за счет которого достигается устойчивое развитие регионов. В концепции развития страны памятники культурного наследия играют важнейшую социальную, духовную, экономическую роль. Как объект исследования, экономическое обеспечение культурной политики имеет свои характерные особенности, связанные с патернализмом, превалированием социальных факторов. Предметная область исследования затрагивает механизмы взаимодействия хозяйствующих субъектов в интересах сохранения памятников исторического наследия. Опираясь на общенаучные методы анализа, наблюдения, обобщения, сравнения, отмечается кластеризация в интересах устойчивого развития. Россия обладает большим потенциалом в формировании рекреационного пространства, используя памятники культурного наследия как основу туристического продукта. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что туризм, бренд территорий, культурная политика рассматриваются в рамках единой модели. Макроэкономические факторы, влияние которых на национальную экономику России находятся в фокусе внимания исследователей, ограничивают как экономическое, так и социально-культурное взаимодействие. Сформулированные автором выводы могут быть использованы, прежде всего, для формирования региональной политики устойчивого развития.
The article raises the problem of state policy in the field of the protection of cultural heritage monuments. Traditionally, it was believed that culture is provided by budgetary allocations on a residual basis. However, the statistics of recent years indicate positive dynamics. At the same time, the author comes to the conclusion that the protection of cultural heritage monuments is a point of contact between the state, business and civil society institutions. In particular, a number of modern authors justify the prospects for private-public partnership. It is it that is an instrument for the implementation of the concept of marketing of territories, through which the sustainable development of regions is achieved. In the concept of the country's development, cultural heritage monuments play the most important social, spiritual, and economic role. As an object of research, the economic support of cultural policy has its own characteristic features related to paternalism, the predominance of social factors. The subject area of the study affects the mechanisms of interaction of economic entities in the interests of preserving historical monuments. Based on general scientific methods of analysis, observation, generalization, comparison, clustering for sustainable development is noted. Russia has great potential in the formation of recreational space, using cultural heritage monuments as the basis of a tourist product. The theoretical significance of the study is that tourism, the brand of territories, cultural policy are considered within the framework of a single model. Macroeconomic factors, the influence of which on the national economy of Russia is in the focus of attention of researchers, limit both economic and socio-cultural interaction. The conclusions formulated by the author can be used primarily to form regional sustainable development policies.