Кинематограф - это не только искусство и развлечение, но и своеобразное зеркало, в котором можно увидеть отражение современного общества, актуальные идеологические установки, представления о добре и зле. Со временем мировоззрение аудитории в связи с определенными политическими, экономическими и социальными явлениями может меняться. Кино отзывается на эти перемены, наполняется новыми идеями, рассказывает о новых героях, транслирует новые ценности, рисует новые образы. Сегодня каждый может наблюдать, как западный, и британский в том числе, кинематограф чутко и остро реагирует на изображение разного рода этнических меньшинств. Это связано с процессами глобализации, иммиграции, либеральным дискурсом и, как отмечают сторонники постколониальной теории, с последствиями распада колониальных империй. Трудно себе представить, чтобы сегодня на британские киноэкраны вышел фильм, подобно картинам 1930-х гг., рассказывающий об Африке, как об экзотическом месте, населённом глупыми и злыми дикарями, о «бремени» белого человека, несущего блага западной цивилизации в самые отдаленные уголки земного шара. В данной статье автор стремится, проанализировав картину З. Корды «Заплачь, любимая страна» (1951 г.), показать, как на фоне деколонизации менялось отношение британцев к колониальному предприятию, как вместе с этим изменились образы Африки и африканцев на экране, проследить истоки современных тенденций развития западной культуры. Автор приходит к заключению, что привычные стереотипы, сложившиеся вокруг «тёмного континента», сюжеты о величии империи стали неактуальными в связи с развернувшимися политическими событиями. На примере возможно самого «проафриканского» британского фильма послевоенного периода он указывает на зачатки современного либерального дискурса.
Cinema is not only art and entertainment, but also a mirror in which you can see the reflection of modern society, current ideological attitudes, ideas about good and evil. Over time, the worldview of the audience in connection with certain political, economic and social phenomena may change. Cinema reacts to these changes, fills with new ideas, depicts new heroes, broadcasts new values, creates new images. Today everyone can observe how Western cinema, including British cinema, reacts sensitively and sharply to the portrayal of various ethnic minorities. This is due to the processes of globalization, immigration, liberal discourse and, as postcolonial theorists note, the consequences of the collapse of colonial empires. It is hard to imagine that 1930s-like film would be released on British cinema screens today. Those films created the image of Africa as an exotic place inhabited by stupid and evil savages. And it also showed the “white man’s burden”, which brings the benefits of Western civilization to the most remote corners of the globe. In this article, the author analyzes Z. Korda’s painting “Cry, Beloved Country” (1951) to show how the attitude of the British to the colonial enterprise changed against the background of decolonization. The article gives an example of the change in the images of Africa and Africans on the screen at this time. The purpose of the author is to trace the origins of modern trends in the development of Western culture. He comes to the conclusion that the usual stereotypes that have developed around the “dark continent” have become irrelevant due to the unfolding political events. Using the most “pro-African” British film of the post-war period as an example, he points to the beginnings of modern liberal discourse.