В работе рассмотрены ключевые моменты истории санкционной политики с античных времен до начала XXI века. В основу исследования положен санкционный опыт таких стран, как РФ, Куба, Иран, Сирия, КНДР, Венесуэла, являющихся на данный момент лидерами антирейтинга по количеству введенных ограничений. Авторами исследованы основные моменты реализации санкционной политики против перечисленных стран и ее последствия. На основании результатов вводимых ограничений сделан вывод о противоречивости санкционной политики для стран-адресатов и адресантов. В результате под сомнение поставлен вопрос о целесообразности и эффективности предпринимаемых ограничительных мер. Последствия антироссийской санкционной политики являются не единственным доказательством неоднозначности санкционного давления. Опыт стран, находящихся в топе антирейтинга по количеству введенных ограничений, показывает, что зачастую последствия санкций принимают иную форму нежели ту, которую ожидали страны-адресанты вводимых ограничений. На примере таких стран, как Куба, Иран, Сирия, КНДР, Венесуэла, видно, что страны, находящиеся под санкционным давлением, ищут пути дальнейшего развития в новых, осложненных ограничениями условиях, и в подавляющем большинстве случаев санкции служат стимулом к переориентации национальных экономик и не вызывают долгосрочной рецессии.
The paper examines the key moments of the history of sanctions policy from ancient times to the beginning of the XXI century. The study is based on the sanctions experience of such countries as the Russian Federation, Cuba, Iran, Syria, North Korea, Venezuela, which are currently the leaders of the anti-rating in terms of the number of restrictions imposed. The author examines the main points of the implementation of the sanctions policy against the listed countries and its consequences. Based on the results of the imposed restrictions, a conclusion is made about the inconsistency of the sanctions policy for the recipient countries and addressees. As a result, the question of the expediency and effectiveness of the restrictive measures taken has been questioned. The consequences of the anti-Russian sanctions policy are not the only evidence of the ambiguity of sanctions pressure. The experience of countries that are in the top of the anti-rating in terms of the number of restrictions imposed shows that the consequences of sanctions often take a different form than that expected by the recipient countries of the imposed restrictions. The example of countries such as Cuba, Iran, Syria, North Korea, Venezuela shows that countries under sanctions pressure are looking for ways to further develop in new conditions complicated by restrictions, and in the overwhelming majority of cases, sanctions serve as an incentive to reorient national economies and do not cause a long-term recession.