Статья посвящена становлению понятия «человеческий капитал». Автор статьи прослеживает путь возникновения и развития феномена «человеческий капитал» через различные этапы становления менеджмента. Актуальность проблематики состоит в том, что в настоящее время бизнес-среда претерпевает серьезные изменения. Стремительная цифровизация экономики, диджитализация и автоматизация процессов производства несет в себе новые вызовы. В таких условиях особую значимость приобретает более глубокое изучение феномена «человеческий капитал». На основании исторического метода автор исследует понятие «человеческий капитал», давая его характеристику на каждом из этапов, последовательно выделяя сильные и слабые стороны. Автор утверждает, что каждый этап становления менеджмента нес в себе как положительные, так и отрицательные стороны, при этом каждый последующий период нивелировал грубые недостатки предыдущего, однако создавал новые вызовы. Автор приходит к выводу, что для внедрения совершенствований в систему управления человеческим капиталом необходимо вносить последовательные изменения в каждую из структурных подсистем. А именно, в мотивационную систему, систему обучения, систему кадрового найма, систему развития и т.д. Процесс управления персоналом - это комплексный процесс, изменения в одной из его составляющих неизменно затронет и остальные.
The article is devoted to the formation of the concept of "human capital". The author of the article traces the path of the emergence and development of the phenomenon of "human capital" through various stages of management formation. The relevance of the problem lies in the fact that the business environment is currently undergoing serious changes. The rapid digitalization of the economy, automation of production processes brings new challenges. In such conditions, a deeper study of the phenomenon of "human capital" is of particular importance. Based on the historical method, the author explores the concept of "human capital", giving its characteristics at each stage, consistently highlighting strengths and weaknesses. The author argues that each stage of the formation of management carried both positive and negative sides, while each subsequent period leveled the gross shortcomings of the previous one, but created new challenges. The author concludes that in order to implement improvements in the human capital management system, it is necessary to make successive changes to each of the structural subsystems. Namely, in the motivational system, training system, recruitment system, development system, etc. The personnel management process is a complex process, changes in one of its components will invariably affect the rest.