В статье рассматриваются архитектурные решения учреждений дополнительного образования в ключе среды, которая имеет непосредственное влияние на развитие ребенка как личности. Объекты этой направленности служат важной частью всей образовательной системы. Описана методология исследования, которая основана на изучении библиографических и архивных источников, а также методе системного анализа. Рассматриваются различные аспекты проектирования внутреннего пространства здания и формирования прилегающей территории, в которой дети проводят продолжительное время. В качестве конкретных примеров рассмотрены школа искусств Святого Лукаса в Бельгии, школа искусств Гласселла в США и центр детского театрального искусства "Umi-play" в Китае. Целью исследования являлась установка прямой связи между различными архитектурными и градостроительными решениями и психологическими потребностями детей. На основе проведенного анализа сформулированы четкие тенденции современного развития строительства учреждений дополнительного образования и наглядно показано обоснование их положительного влияния с точки зрения когнитивной системы ребенка. Полученные результаты отражают важность адаптации решений планировки и композиции пространственных решений под поведенческие особенности детей для возможности свободного развития и активизирования учебного процесса.
The article considers the architectural solutions of institutions of additional education in the key of the environment, which has a direct impact on the development of the child as a person. The objects of this orientation serve as an important part of the entire educational system. The methodology of the study is described, which is based on the study of bibliographic and archival sources, as well as the method of systemic analysis. Various aspects of designing the internal space of the building and the formation of the adjacent territory, in which children spend a long time, are considered. St. Lucas School of the Arts in Belgium, the Glassell School of the Arts in the USA, and the Umi-play Center for Children's Theater Arts in China are considered as concrete examples. The purpose of the study was to establish a direct connection between various architectural and urban planning solutions and the psychological needs of children. Based on the analysis, clear trends in the modern development of the construction of additional education institutions are formulated and the rationale for their positive impact from the point of view of the child's psychology is clearly shown. The obtained results reflect the importance of adapting the solutions of planning and composition of spatial solutions to the behavioral characteristics of children for the possibility of free development and activation of the educational process.